Войти в почту

Свердловское отделение "Деловой России" исследовало проблемы в организации госзакупок

ЕКАТЕРИНБУРГ, 15 мая. Свердловское отделение "Деловой России" через опросы предпринимателей провела исследование проблем в организации государственных закупок. "Вывод неутешительный: заработать на госконтрактах добросовестному российскому бизнесу в современных реалиях крайне сложно. При этом на заниженных ценах, на действующей здесь и неподъемной для многих компаний системе 100% постоплаты, на затягивании госзаказчиком сроков оплаты, на заведомо невыполнимых условиях объявляемых тендеров возникает огромное поле для мошеннических схем и ухищрений", - рассказали в региональном отделении Общероссийской общественной организации по итогам круглого стола в Уральском региональном центре ТАСС. "Выжать" исполнителя по цене В региональном отделении отмечают, что нередко ещё на стадии предпроектной подготовки компания понимает, что маржа стремительно движется к нулю, а издержки – большие накладные расходы на участие в тендере, плата за обеспечение заявки и контракта, затраты на исполнение - уже превышают цену закупки. "При этом цена может быть откровенно несправедлива и далека от рыночной", - отмечают там. В закупочной деятельности организаций, которые попадают под регулирование 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", цена – это главный критерий эффективности закупок. С одной стороны, задача понятна – купить работы, товары, услуги нужно с минимальным расходованием средств. С другой, в этой истории не всё честно. Закупочные процедуры нередко не предполагают контроля за качеством материалов и сырья. А снижение цены по закупкам бюджетных учреждений в рамках 44-ФЗ превращается в жёсткий демпинг, сметающий с рынка добросовестных производителей, которые не выдерживают тендеров ниже себестоимости. В свою очередь в рамках второй половины госзаказа РФ – в закупках по 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг с долей участия государства" (госкорпораций, субъектов естественных монополий…) бизнес часто сталкивается с давлением и неадекватными требованиями заказчика, которому закон даёт множество прав, а исполнителя никак не защищает и не поддерживает. Сами же заказчики проявляют подавляющую незаинтересованность в качественном взаимодействии с поставщиками. "Хроническое неудовлетворительное состояние дорог, постоянные ремонты городских инженерных сетей, здания, построенные из дешевых огнеопасных стройматериалов, безвкусные проекты реконструкций городских пространств, некачественные ремонты школ и больниц - всё это последствия демпинговых контрактов по 44-ФЗ", - говорит председатель Свердловского регионального отделения "Деловой России" Леонид Гункевич, добавляя, что практика закупок по этому закону, где ценовой критерий основополагающий, а контракты заключаются в чудовищно сжатые сроки, приводит к тому, что демпингующие поставщики побеждают, а общество остается в проигрыше. Заниженная НЦМК Помимо стратегии "выжать" исполнителя по цене, в государственных и окологосударственных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ в принципе повсеместно распространена заниженная НМЦК (начальная (максимальная) цена контракта). Причина - непрофессиональный подход к её формированию, вольность и банальная лень. "Обоснованием НМЦК служат минимум три коммерческих предложения поставщиков. Другое дело, что заказчики могут брать информацию в открытых источниках. Возьмем для примера закупку погрузочно-разгрузочных работ. Для обоснования НМЦК заказчик просто заходит в интернет и смотрит расценки на сайтах компаний этого рынка. На одном сайте указано "200 рублей/человеко-час", на другом - 170 рублей, на третьем – 220 рублей. А то, что информация на сайтах несколько лет не обновлялась, его не интересует – источник найден и указан в отчетной документации. По факту же на момент объявления закупки человеко-час на эти работы в среднем по рынку уже достиг 260 рублей. В итоге - закупка с низкой НМЦК. Качественные поставщики понимают, что с такой ценой контракта грузчиков "с документами" им не найти, как не заплатить налоги, и не заложить свою прибыль. Они осознают, что скорее разорятся, исполняя этот контракт, и окажутся в реестре недобросовестных поставщиков. А потому нанимать пойдет дешевую силу – неофициально работающих гастарбайтеров", - объясняет директор Союза экспертов по тендерной стратегии Арина Гоцуляк. В закупках товаров происходит то же самое. Заказчики на практике ориентируются на оптовые цены, на старые прайсы и, чаще всего, – на свои НМЦК прошлых лет по аналогичным закупкам. Низкие цены тендеров в итоге поощряют серые схемы ведения бизнеса. Им же способствуют необоснованные требования, заявленные в тендерной документации. Исполнитель в этой системе бесправен по множеству параметров, что особенно ощутимо в закупках по 223-ФЗ, который устанавливает только общие принципы и у каждого заказчика здесь свои правила. Заказчик по 223-ФЗ на любом этапе закупки вправе вносить изменения в договор (даже после выбора победителя и в уже заключенный), изменяя любые условия, в том числе существенные – сроки, цену, объем, порядок оплаты и т.д. Пределы изменений устанавливаются заказчиком самостоятельно в Положении о закупочной деятельности, на основании которого компания входит в закупочную систему. Также бизнес сталкивается с вольной интерпретацией заказчиком ТЗ. При этом исполнитель не вправе на что-либо повлиять. Один из рисков, как в поле действия 223-ФЗ, так и 44-ФЗ – удорожание работ в процессе исполнения, в зависимости от изменившихся по настроению заказчика требований или же рыночных условий. По данным "Деловой России", это хорошо прослеживается в сфере дорожного строительства, где высокая волатильность цен на материалы, в частности, на дорожный битум. В зависимости от сезона стоимость материалов может увеличиться на 20-30%. Исполнитель то и дело оказывается в ситуации, в которой вынужден работать в убыток себе. Но вряд ли он сможет инициировать изменения, произвести переоценку, заключить дополнительное соглашение. Нет, он будет поставлять услуги по фиксированной цене (закупит материалы, выплатит зарплату, налоги, пошлины…) и будет ждать постоплаты. Парадокс ситуации Парадокс ситуации в том, что её порождают крупные государственные компании. Структуры, деятельность которых не должна идти в разрез с интересами государства. А государство в целом все же заинтересовано в развитии экономики и сектора МСБ, в повышении качества жизни граждан. Но пока что много примеров неподъемных для бизнеса условий. К примеру, объявляется тендер, где сумма работ превышает 60 миллионов рублей. В обязанности исполнителя входит обеспечение исполнения контракта в размере 10% от его стоимости. Заказчик переводит сумму насчёт заказчика. Но затем заказчик говорит "Бюджета нет" и заказывает работ и услуг только на 12 миллионов рублей. А на его счете при этом остается замороженная сумма обеспечения, которая рассчитывалась от изначальной суммы в 60 миллионов. Основные проблемы: Государственному заказчику зачастую совершенно не интересно, выгодна ли его закупка для поставщика и как это повлияет на качество продукции. Необоснованно низкая НЦМК и непрофессиональные подходы к её определению. Предприниматели ждут от государства контроля ценообразования закупок. Есть независимые экспертные оценки стоимости, нормирование труда. Критерии оценки поставщика должны перестать быть формальными. Сегодня законодательно не установлены адекватные критерии оценки заявок и коэффициенты их значимости. Также необходимо установить и контролировать допустимый процент снижения от начальной цены контракта. Некорректные ТЗ. Сегодня процессы формирования техзаданий также находятся вне зоны контроля. По данным Уральской ТПП, ТЗ часто содержат противоречия в условиях, а заказчикам не хватает квалификации для их грамотного составления. Одно из последствий некорретных техзаданий заключается в том, что по факту исполнитель производит работ и затрат больше, чем планирует изначально. Выход видится в введении обязательной экспертизы ТЗ и в привлечении независимых специалистов. Эксперты сходятся во мнении – закупкам во всех сегментах не хватает качественной технической экспертизы и привлечения для контроля независимого экспертного сообщества. Несвоевременная оплата работ заказчиком при полной оплате обеспечения исполнения контракта исполнителем. Затягивание сроков подписания актов выполненных работ. По данным аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, несвоевременная оплата по исполненным контрактам и затягивание заказчиком процесса подписания акта составляют основу жалоб субъектов бизнеса, участвующих в госзакупках. Снижают мотивацию бизнеса и сдерживают его от участия в госзакупках также безавансовые проекты контрактов. То ест участие в государственных тендерах возможно только для сильных компаний с хорошим финансовым плечом, которые могут себе позволить 100% постоплаты. Вывод: необходимо в системе госзакупок закрепить принцип равенства сторон. Сегодня он не соблюдается. У заказчика нет зеркальной ответственности перед исполнителем.