В Пятом театре стреляли. В эскизе чеховской «Дуэли» есть отголоски других
Практически целый год в Пятом театре будет показывать эскизные спектакли классики, которую молодые режиссёры готовы представить в собственном видении. Второй эскиз проекта – чеховская «Дуэль». Однако почему-то в омской постановке возникают и другие известнейшие дуэли. Стреляют все! Авансцена, на которой происходит завязка спектакля. Буквально в первые секунды здесь дважды стреляются: Онегин (Дмитрий Макаров) с Ленским, Печорин (Евгений Фоминцев) с Грушницким. Затем на сцену выходит очаровательная Анна Каренина (Ирина Бабаян), и эта тройка (Онегин, Печорин, Каренина) будет вести весь спектакль, определять линию поведения для бесхребетного чеховского героя – 28-летнего Ивана Андреевича Лаевского (Артём Кукушкин). Как, собственно, и было написано Чеховым, Лаевский, соблазнивший чужую жену и увёзший её на Кавказ, будет мучиться от того, что разлюбил, что его планы трудиться и честно зарабатывать деньги не сбылись, что он должен всему городку, что не может бросить опостылевшую женщину, хотя страстно об этом мечтает... Всё это в эскизе присутствует, более того, чеховский слог ничуть не изменён. По-своему молодой режиссёр Надя Кубайлат интерпретируют всю историю, все мучения Лаевского, и заканчивается «Дуэль» ... расстрелом тех «кукловодов», что определяли поведение героя: Онегин и Печорин падают от пуль Лаевского, а Каренина с ужасом бежит к подходящему паровозу... Осталось многоточие Режиссёр не ставит точку в своём повествовании, скорее это многоточие, где каждый решает сам, что будет дальше с главными героями. Сбежит-таки Лаевский от Надежды Фёдоровны (Виктория Величко) или останется с той, которая его любит, но изменяет? Простит ли Ивана Андреевича изгнавшая его мать? Простит ли его общество за дуэль? В общем, вопросов остаётся много, но это, наверное, и правильно, когда спектакль заставляет думать, анализировать, тем более, что обращён он к тем, кто в школе Чехова «проходил», а это, как все прекрасно знают, чаще всего не оставляет следа в душе... «Есть академическая драма, в которой ожидания сходятся с увиденным, - говорит худрук Пятого театра Никита Гриншпун. – У нас этого нет. У нас режиссёр выдаёт своё видение». «Суть театра – это диалог режиссёра с автором, - считает Надя Кубайлат. – Если вы пришли сюда смотреть то, что прочли в книжке, то лучше прочитать книжку и остаться дома. Я показываю то, что вижу и чувствую в этом материале». Те самые молодые, к которым обращён проект, эскиз оценили. Группа юных критиков-старшеклассников, присутствовавшая на спектакле, честно призналась: вначале они ничего не понимали, но потом действо их захватило и они бы не только сами посмотрели полноценный спектакль, но и порекомендовали его другим. Однако станет ли эскиз репертуарной постановкой, будет известно только после окончания всего проекта. Напомним, что новый проект Пятого театра «Молодые – молодым», посвящённый сценическому воплощению шедевров русской и мировой литературы, начался в марте 2018 года. Московский режиссер Антон Маликов представил собственную сценическую версию «Грозы» Островского (12+). В его интерпретации самая известная русская пьеса стала психологическим триллером. Каждый эскиз лаборатории «Молодые – молодым» – это попытка найти сегодняшнюю проблематику в вечных произведениях. После каждого эскиза будет проводиться зрительское голосование и обсуждение, нужен ли этот спектакль театру. Кстати: Режиссёр Надя Кубайлат родилась в Петербурге, закончила школу в Иордании и режиссерский факультет ГИТИСа. Участник фестиваля-лаборатории драматических театров «Камерата плюс», XXV Пушкинского театрального фестиваля, лаборатории О. Лоевского (эскиз по пьесе «Ба» Ю. Тупикиной), режиссёр спектакля «Как закалялась сталь» для актерского курса ЕГТИ, участник Второй драматургической лаборатории в Югре (ТЮЗ, Нягань).