Смыслы недели: заботливый Путин, нежданный Силуанов и уставшая Меркель
Вопрос в действиях Во время церемонии инаугурации Владимир Путин выступил с обращением к гражданам России. И все же главные посылы ловили представители власти и губернаторы. Президент сделал упор на развитии регионов, а чуть позже, в своем майском указе, он расставил и акценты. Но можно ли считать, что новый майский указ – долгожданная перезагрузка отношений между Центром и регионами страны? Можно ли говорить о пересмотре ключевых задач и целей для России? Комментирует гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев: «Это не выглядит как перезагрузка. Нынешний майский указ является продолжением предыдущих. Конечно, есть уточнения. Что-то изменено. Появились какие-то тезисы. Стало больше экономики и меньше социальной сферы, чем было в майских указах 2012 года. Темы все те же: развитие экономики, рост уровня жизни, развитие логистики и транспортной сети. Все эти направления и ранее были, и сегодня опять звучат. Это все можно назвать планированием на следующую эпоху. На следующие шесть лет. Хотя принципы и подходы, как в прежних указах, так и в новых, в общем-то, не изменились». Комментирует президент Российской Ассоциации политических консультантов Алексей Куртов: «Речи о перезагрузке не идет. Речь, скорее, об уточнении. Идет концентрирование на каких-то более точных задачах. И Путин говорил именно об этом. О региональных проблемах, о региональном взаимодействии. И именно это становится одной из важнейших тем. Но чего-то нового в региональной политике не было озвучено. Есть разговор об увеличении веса общих задач в пользу региональной составляющей. Главная идея – регионам надо начинать работать. Собственно, это, прежде всего, и имел в виду президент страны». Комментирует президент Европейской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов: «Я бы не стал в связи с новым «майским указом» делать далеко идущие выводы. Перезагрузка отношений по линии «центр-регионы» – это определенный процесс. Надо понимать, что тот или иной указ в отдельности серьезной перегрузки не означает. Об этом говорит политическая история нашей страны. Это должна быть определенная система мероприятий. Надо смотреть какие будут реальные действия по отношению к регионам. В этой связи вспоминается замечательный закон о местном самоуправлении, который был принят много лет назад. И который, не в последнюю очередь усилиями федерального центра, сошел на нет. С другой стороны, все, что звучит из уст президента, – это в каком-то смысле всегда новое. Поскольку это всегда звучит в определенный день, и этот день никогда не повторяется. Все слова давно уже сказаны, и сейчас вопрос только в действиях». Неожиданная конфигурация правительства 7 мая стало известно о том, кто же все-таки возглавит правительство и кто займет кресла вице-премьеров. Фамилия хорошо известны: Силуанов – первый вице-премьер, Голикова – вице-премьер по социальным вопросам, Борисов – вице-премьер по военно-промышленному комплексу, Мутко – вице-премьер по строительству и региональной политике, Голодец – вице-премьер по культуре и спорту, Козак – вице-премьер по промышленности и энергетике, Акимов – вице-премьер по развитию транспорта, связи и цифровой экономики и Гордеев – вице-премьер по сельскому хозяйству. И вопрос недели в том, насколько была ожидаема подобная конфигурация высшего исполнительного органа власти? И можно ли уже рассуждать о ее потенциальной эффективности и прагматичности? Комментирует гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: «Конфигурация нового правительства соответствует тем задачам, которые поставил президент в послании Федеральному Собранию и в своей инаугурационной речи. Будут еще названы фамилии тех чиновников, которые ответят за прорывные направления, за энергичный рост и динамику, а также за цифровизацию, за новую экономику и за ускорение темпов роста. Пока из них известен только вице-премьер Максим Акимов. Другие вице-премьеры – Силуанов, Козак и Голодец – отвечают за то, чтобы сохранить систему сбалансированной и стабильной и обеспечить контроль над финансами в целом. Такая вот двухчастная система. Судя по тем, назначениям, которые состоялись, выбор сделан в пользу опытных, компетентных и достаточно жестких с точки зрения контроля над ресурсом людей. Поэтому, если будут подобраны эффективные министры – министры прорыва, – то такая схема может оказаться весьма работоспособной. Что касается фигуры Мутко, то он пользуется доверием президента, и это является главной причиной его назначения». Комментирует президент Центра политических технологий Игорь Бунин: «Конфигурация правительства не была ожидаемой, потому что предполагалась более дирижистская конфигурация. Предполагалось, что вице-премьером станет Белоусов, но в последний момент в результате блестящего решения с «Кортежем», когда Путин еще раз убедился, что никакого импортозамещения у нас нет, эта кандидатура ушла. После этого был назначен Силуанов. Так воспринимаю ситуацию я. В новом составе Силуанов будет проводить экономические реформы, Голикова – социальные, а каких-то серьезных политических фигур не будет». Комментирует политолог Института современного развития Борис Макаренко: «Пока что мы не знаем полного состава кабинета. Ряд назначений легко угадывался. Почти несомненным было то, что Дмитрий Анатольевич продолжит возглавлять правительство, что уверенно будет себя чувствовать профессиональная Голикова. Относительно назначения Мутко, лучше, чем Володин не скажешь: «Достоинство этого человека – хорошее знание русского языка». Относительно других языков можно домысливать. Насколько русский язык нужен в строительной области, после всего того, что Мутко сделал на спортивной ниве, в том числе на ниве строительства спортобъектов, мягко говоря, большой вопрос. Адекватность конфигурации правительства пока обсуждать преждевременно, потому что повестка дня нового кабинета нам известна еще хуже, чем полный состав правительства. Если повесткой станут вложения в здравоохранение, образование и инфраструктуру, то это будет мягким модернизационным курсом. Опытные технократы для этой роли подходят. Ну, а все остальное – гадания на кофейной гуще». Подарок Трампа В честь Дня Победы на Красной площади были продемонстрированы новейшие образцы мощнейшей военной техники. И, словно назло, в этот же день президент США Дональд Трамп решил ввести санкции в отношении оборонных учреждений России и даже… против зенитного ракетного полка! Однако уже на следующий день канцлер Германии Ангела Меркель осторожно заявила, что европейские страны все же должны меньше ориентироваться на США и больше рассчитывать на себя самих. Значит ли все это, что пролонгация президентства Путина и военный парад продолжают намекать миру, что Россия – мощная держава и ссориться с ней не стоит? Ждет ли РФ пересмотр отношений со странами Запада? Комментирует политтехнолог Андрей Колядин: «Военные парады никогда не были основанием для заключения дружественных отношений. Это все-таки некая традиция, многие десятилетия существующая в российском мире, и воспринимать ее как угрозу или как международный акт, наверное, не стоит. Это российская особенность, которая никого не пугает, но, тем не менее, она близка сердцу русского человека, который на этих парадах вырос. Что касается действий Трампа и Меркель, то они, может быть, к параду никакого отношения не имеют. Каждая страна заботится, прежде всего, о своих интересах. Даже Германия, где понятие «геополитика» запрещено с 1947 года. Но даже в этой стране Меркель заинтересована в том, чтобы в Германии все было хорошо. А постоянно возрастающее давление Америки на Россию приводит к тому, что в некоторые моменты мир замирает, потому что мы подходим вплотную уже не к холодной войне, а к горячей. И это опасно для всех. И эти действия реваншистского толка, о которых мы периодически слышим, опасны и для Германии, и для любой страны мира, потому что сегодняшняя война коснется всех. Вот почему лучше всего оставаться в плоскости политических и дипломатических решений, исходя из интересов своих стран и мира во всем мире. В этом смысле шаг Меркель звучал, как забота о своей стране путем сохранения мира во всем мире». Комментирует директор Института национальной стратегии Станислав Белковский: «Вся военная техника не демонстрирует миру нашу мощь, а показывает лишь степень агрессии намерений. Если у вас есть молоток и вы хотите разбить лоб вашему соседу, то это означает, что ваш молоток является высокотехнологичным оружием. Я долго изучал природу российско-американских и российско-европейских отношений и могу сказать, что это лишь демонстрация степени агрессии, и более ничего. Я допускаю перезагрузку отношений только при одном условии – при новом президенте, скажем при Дмитрии Анатольевиче Медведеве, то есть при более лояльной политике». Комментирует директор АНО «Институт проблем глобализации» Михаил Делягин: «Военный парад 9 мая показал, что Россия – мощная держава. Но дело в том, что последние 30 лет политические действия в мире ведутся не военными шагами, а методами социальной инженерии. Грубо говоря, «промывкой мозгов». Советский Союз, увы, был уничтожен без военной агрессии. И военная мощь СССР, о которой мы сейчас даже не мечтаем, нашей стране не помогла ни минуты. А СССР, по сути, был уничтожен совершенно безумным руководством социально-экономической сферой. Это не нужно забывать. Но, тем не менее, конечно, военная мощь страны – вещь необходимая. Военная мощь – это то, что не позволяет нас бомбить, как бомбили ту же Югославию. Что касается перезагрузки отношений с Западом, то возникает детский вопрос – а зачем? Над нами издеваются и глумятся, против нас вводят санкции, а мы улыбаемся, «обтекаем» и говорим о том, что мы бы хотели со всеми дружить. Ведь скорее они от нас зависят, а не мы от них. Германии нужно дождаться «Северного потока – 2», потому что он изменит ее положение в Европе кардинальным образом. Финляндии нужно дождаться, пока мы им достроим атомную электростанцию, чтобы снизить зависимость по газу от нас. Та же ситуация с Турцией, да и с другими. Поэтому кому мы мешаем? Мы создаем некоторые неудобства, но не более того».