Новая стратегия "Ашана" - признак проблем ритейлеров

Москва, 11 мая - "Вести.Экономика" Рынок ритейла достиг насыщения, конкуренция между торговыми сетями обострилась. Участникам все труднее бороться за потребителя, особенно на фоне сокращения активности покупателей, рассуждает Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets Торговая сеть "Ашан" собирается поменять свою коммерческую модель за счет увеличения доли среднего и премиум сегментов. Разумеется, руководство компании не хочет сокращать объем дешёвых продуктов и товаров, а постарается увеличить ассортимент. Я полагаю, что такая стратегия может быть оправдана на фоне объективных трудностей в российской розничной торговле. Однако, количество товарных позиций в торговой сети уже приближается к 50 тыс. и осуществить дальнейшее увеличение будет не просто.В последние годы торговые сети, работающие в России, столкнулись с рядом проблем. Во-первых, это насыщение потребительского рынка. Если раньше они с легкостью побеждали в конкурентной борьбе небольшие частные магазины, то сейчас крупным ритейлерам приходится бороться за покупателей уже между собой. Делать это гораздо тяжелее. В прошлом году доля торговых сетей в общем обороте розничной торговли в России достигла исторического максимума и составила 29,9%. При этом доля сетей в торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями заметно выше и составляет 37%. В отдельных регионах она уже превышает 60%. Во-вторых, экспансия торговых сетей и обострение конкуренции приходятся на период сокращения активности покупателей из-за замедления темпов роста российской экономики на фоне санкций западных стран. Реальные располагаемые доходы населения сокращаются уже 4 года подряд, начиная с 2014 года. По данным Росстата, индекс физического объема оборота розничной торговли по Российской Федерации в 2015-2016 годах уменьшился почти на 15%. В прошлом году был зафиксирован слабый восстановительный рост на уровне 1,3%. Разумеется, он не мог компенсировать предыдущее мощное сокращение. На этом фоне практически все торговые сети отмечают снижение суммы среднего чека покупателя. Как мы видим, "Ашан" решил бороться с этой проблемой за счет расширения ассортимента в среднем и премиум сегментах. Я не исключаю, что это будет правильным решением, так как данная торговая сеть является международной и имеет большой опыт розничной торговли в различных странах. Во Франции "Ашан" получает примерно 35% выручки, еще 20% приносят другие страны Западной Европы. Доля выручки за счет торговли в других регионах, включая развивающиеся страны и страны Восточной Европы, составляет 45%. Объективные трудности в отрасли оказали негативное влияние на динамику котировок крупнейших российских ритейлеров. Композитный индекс Московской биржи с начала 2018 года вырос на 10,8%. Акции торговой сети "Магнит" за то же время обвалились на 22,2%, X5 Retail Group — на 14,6%, О∎Кей — на 6,4%. Котировки Дикси, "Детский мир" и М.Видео понизились с начала года на 1%, а лидером роста оказалась торговая сеть Лента. Её акции подорожали на 4,9%. Пример падения акций торговой сети "Магнит"

Новая стратегия "Ашана" - признак проблем ритейлеров
© Вести.Ru