Войти в почту

Нормативно-правовая база областного бюджета будет реформирована

Требование — усилить контроль 10 мая на расширенном заседании, посвященном вопросам финансового контроля, обращаясь к руководителям профильных органов региональной и муниципальной власти, Дмитрий Азаров отметил: "Вы прекрасно знаете, что начиная с 2012 года по 2016 год рост расходов областного бюджета был обеспечен, главным образом, за счет роста государственного долга, а не за счет роста собственных доходов. Это привело к увеличению дефицита бюджета". В сложившихся условиях важнейшим элементом оптимизации бюджетов всех уровней является целевое и эффективное расходование средств. На передний план выходит задача совершенствования финансового контроля как со стороны надзорных компетентных органов, так и внутренними ревизорами в административных структурах главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС). "Нам необходимо обеспечить обоснованность использования каждого бюджетного рубля. Крайне важно не допускать возникновения кредиторской задолженности, повышать качество финансового менеджмента, — подчеркнул Дмитрий Азаров. — Во главу угла мы должны ставить выполнение принципа бюджетного законодательства. Необходимо ориентировать органы власти на активную работу по усилению финансового контроля, а также реализовать механизм проведения комплексных проверок ведомств". Потери от разгильдяйства Несоблюдение отраслевыми ведомствами внутренних стандартов и правил исполнения бюджета привели к системным проблемам, выявленным в результате проделанного аудита. О его результатах доложил врио министра управления финансами Самарской области Андрей Прямилов. В 2017 году министерство проверило 58 организаций, в том числе отраслевые министерства, государственные учреждения, районы и города области, муниципальные учреждения и некоммерческие партнерства. Объем проверенных расходов составил 6,3 млрд рублей. Было выявлено нарушений на 195 млн рублей. Среди них -неправомерное использование бюджетных средств в результате оплаты фактически не выполненных работ; осуществление работ, не предусмотренных государственными или муниципальными контрактами; предоставление субсидий в полном объеме при частичном выполнении госзадания; оплата оборудования и выполненных работ по завышенной стоимости; неправомерное начисление заработной платы. Часть нарушений были пресечены, в бюджет области возвращено 100 млн рублей. По остальным нарушениям ответственные органы ведут работу по их устранению. По итогам 2017 года возбуждено 85 административных дел, 13 дел находится на рассмотрении в органах прокуратуры. Назначено штрафов на 1,3 млн рублей. Взыскано уже более 600 тысяч рублей. "В ходе проверок выявлен формальный подход главных распорядителей бюджетных средств к анализу предоставляемых органами местного самоуправления документов, что влечет за собой перерасход бюджетных денег", — отметил Андрей Прямилов. К примеру, при строительстве ФОК в поселке Зубчаниновка в Самаре были оплачены работы по дезинфекции зараженного грунта. При этом областное министерство строительства и администрация города не могут предоставить документы, подтверждающие факт зараженности грунта, а также акт о выполненных работах по его обеззараживанию. В сельском поселении Фрунзенский Большеглушицкого района были использованы средства областного бюджета на восстановление теплоснабжения. В сметную документацию включили и оплатили работы по демонтажу старой котельной. Но ее снос никак не повлиял на восстановление тепла. А ведь именно главный распорядитель средств бюджета должен был исключить эти работы из списка необходимых. Но этого не произошло, в результате деньги выброшены на ветер. Из доклада Андрея Прямилова следует, что профильные министерства и департаменты чрезмерно легко относятся к закупаемому имуществу, которое впоследствии не используется. "Регулярным являются факты длительного неиспользования учреждениями нового имущества — от оргтехники до земельных участков. При этом учреждение продолжает нести расходы на его содержание — хранение, уплата налогов. Такие случаи нередки в сфере здравоохранения, образования, управления имуществом", — отметил он. В частности, проверки показали, что в райцентре Большая Черниговка не используется половина вновь приобретенного оборудования для консультативной поликлиники стоимостью более 36 млн рублей. И там же не используется оборудование, закупленное для плавательного бассейна: до сих пор спортинвентарь хранится на складе. "Нередки случаи, когда заказчик и главный распорядитель бюджетных денег не ориентируются в рыночной цене. В результате приобретаются товары по завышенной стоимости. К примеру, в одном из заведений социального обслуживания закупались товары на 48-90% дороже рыночной стоимости", — рассказал врио министра финансов. Выявлены и другие формы неэффективного расходования бюджетных средств. Так, председатель Счётной Палаты Самарской области Антонина Зубкова привела в пример случаи, когда выигравший торги подрядчик отдавал весь объём заказа на субподряд, а субподрядчик, в свою очередь — следующему субподрядчику. В итоге до того, как работы получал реальный исполнитель, в схеме оказывалось до 4-х субподрядчиков, каждый из который брал определённый процент от контракта, по факту никаких работ не выполняя. Реальному же исполнителю доставалась примерно половина от первоначальной суммы контракта. А значит, торги изначально могли бы быть проведены гораздо более эффективно. Что делать Потерь могло бы быть существенно меньше, если бы органы исполнительной власти надлежащим образом проводили внутренний финансовый контроль и аудит. В связи с этим Андрей Прямилов предложил всем структурам ГРБС до 15 июня разработать и утвердить правила осуществления и планы проведения внутреннего финансового контроля. Дмитрий Азаров подчеркнул, что сложившая ситуация является недопустимой, и потребовал от министров наказать ответственных за нарушения лиц персонально. Он также поручил переработать всю нормативно-правовую базу в части бюджетного законодательства. "Любые нарушения мы будем жестко пресекать. В течение пяти дней все предложения по усовершенствованию нормативно-правовой базы должны быть собраны и в течение десяти дней протокольно утверждены", — заявил глава региона. Советник губернатора, бывший руководитель областного Госфинконтроля Ольга Михеева считает, что сегодня необходимо развивать качественный, результативный внутренний финансовый контроль в министерствах, что позволит сберечь большое количество бюджетных средств. "Обоснованное негодование со стороны главы региона вызывают ситуации, когда происходит стопроцентноеавансирование работ, в том числе проектных. Особо это критично в том случае, когда результат работ не достигнут. Каждый бюджетный рубль должен дать результат, это народные деньги, расточительность недопустима", — отметила она. Контрольным органам необходимо обеспечить ведение раздельного бухгалтерского учета бюджетных средств, в основном это касается негосударственного сектора. Необходимо также введение жестких требований к заказчикам, внесение в текст контрактов с подрядными организациями норм, позволяющих контролировать процесс привлечения субподрядных организаций, стоимость работ и их качество. Необходимо повысить качество проработанности государственных целевых программ, обоснованность и эффективность мероприятий, их стоимости. Также нужно исключить дублирование функций между учреждениями, оптимизировать численность как самих учреждений, так и их персонала. По результатам совещания сформирован протокол, который должен стать отправным документом для дальнейшей работы по усилению финансового контроля и повышению эффективности работы всех органов власти.