В мире
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

В сто раз чувствительнее: детище сибирских учёных отыщет драгоценные металлы

Учёные Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения (ИАиЭ СО РАН) и Института геохимии Сибирского отделения РАН (ИГХ СО РАН) создали прибор для быстрого анализа геологических проб. По чувствительности к таким драгоценным металлам, как золото, серебро, платина и палладий, оборудование не имеет аналогов, превосходя ближайших конкурентов в сто раз.

В сто раз чувствительнее: детище сибирских учёных отыщет драгоценные металлы
Фото: Вести.RuВести.Ru

"В оборудовании применён метод, который позволяет в сто раз снизить пределы обнаружения в породах драгоценных металлов – золота, серебра, платины, палладия. Обычно предел обнаружения – это один грамм на тонну, у нас он – десять миллиграммов на тонну", – объясняет Владимир Лабусов из ИАиЭ СО РАН, чьи слова приводит .

Принцип работы прибора чрезвычайно прост. По сути, это спектральный анализ. Каждый химический элемент, будучи раскалён до свечения, излучает свет строго определённой длины волны, индивидуальной, как отпечатки пальцев. В созданной сибирскими учёными установке образцы погружаются в плазму электрической дуги и превращаются в раскалённый газ. Яркие вспышки на ожидаемых длинах волн и маркируют наличие искомых металлов.

Однако, как и всегда в таких случаях, чтобы реализовать одну простую идею, нужно решить массу сложных технических проблем. Например, написать компьютерные программы, которые эффективно опознают нужные линии в наборе из десяти тысяч образцов спектра.

Зато теперь, когда прибор готов к применению, можно пользоваться всеми его преимуществами. Помимо уже упомянутой высокой чувствительности, это скорость работы. Ведь образцы не нужно растворять, как это делается при применении других методов. К тому же такой подход позволяет не только зафиксировать наличие драгоценного металла, но и определить химический состав породы, а это важно для тех, кто будет разрабатывать технологию извлечения.

Прибор уже применяется для геологической разведки некоторыми компаниями , и . Вместе с тем учёные продолжают его совершенствовать.

Напомним, что ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, как искать золото помогают термиты, а алмазы — редкие африканские растения и рентген, а ещё об уникальной сейсмостанции для разведки нефти и газа и о гравиметре, который поможет искать полезные ископаемые.