Потому что мы «пилоты». Почему на Ставрополье постоянно экспериментируют
Самой обсуждаемой темой на Ставрополье, начиная с января, стала так называемая мусорная реформа. Негодование, в частности, вызвало то, что край начал проводить её в пилотном режиме, на год раньше, чем во многих других регионах России. А значит, и тарифы на вывоз ТКО «подорожали» быстрее. «АиФ-СК» выяснял, в каких проектах ещё мы участвовали и с какими последствиями. Реформаторы В середине нулевых именно Ставропольский край стал одним из первых регионов, где появилось местное самоуправление: в 2005 году он был главной экспериментальной площадкой для отработки этой программы. «Край отлично подходил для внедрения местного самоуправления, - комментирует депутат Госдумы РФ, первый мэр Ставрополя Михаил Кузьмин. – Ведь в 90-е и начале нулевых у нас на местах были неплохие управленцы. Ставрополье даже назвали родиной местного самоуправления». В 2006 г. федеральные власти законодательно закрепили право муниципалитетов на получение дополнительных средств. А выдвинули эту инициативу именно ставропольцы. Если до этого на местах могли рассчитывать только на дотации из регионального бюджета, то с введением новшеств появились дополнительные, гибкие механизмы поддержки городских и сельских бюджетов - за счёт так называемых нормативов отчислений из налоговых поступлений. Это многим помогло. Но, увы, нормативы отчислений «проработали» всего три года. Затем их отменили. Всегда впереди Ещё раньше, в далёком 1992 году на Ставрополье, как и в ещё нескольких регионах, обкатали страховую медицину. «Я занимал в те годы пост зампредседателя администрации Ставропольского края и был одним из инициаторов внедрения в крае пилотного проекта по системе ОМС, – вспоминает политолог Василий Красуля. – Мы были в пятёрке первых субъектов РФ, где его запустили. Эксперимент во многом не удался. Но в 1992 году мы искренне верили в то, что у нас получится сделать медобслуживание более доступным и комфортным для населения». Почему же страховая медицина, как и многие другие «пилоты», не оправдала надежд? «Главные проблемы – непродуманность многих программ, отсутствие добросовестных исполнителей и перебои с финансированием, – полагает Красуля. – Увы, у нас привыкли громко заявить о начинаниях, а вот доводить их до ума не всегда получается. Причём это беда всей страны, а не только нашего края». Сейчас Ставрополье участвует в «пилотах», которые обкатывают в самых разных отраслях. Больше всего их в АПК. Самые крупные – импортозамещающие: по развитию картофелеводства и внедрению интенсивного садоводства в личных подсобных хозяйствах. Их эксперты считают самыми перспективными. Как сообщили в минсельхозе Ставрополья, для реализации обеих программ в крае есть неплохая база. Ведь регион когда-то полностью обеспечивал себя и картошкой, и фруктами. А участие в пилотных проектах сулит Ставрополью федеральные преференции, в частности дополнительные субсидии для аграриев. Плюс новые рабочие места на селе. Что ещё? Проект по повышению производительности труда и поддержке занятости, экспериментальная программа по подготовке строителей и специалистов сервиса, «Бережливая поликлиника», МФЦ для бизнесменов, информатизация ЗАГСов. Это далеко не полный перечень пилотных проектов. Кстати, для реализации программы по подготовке строителей и работников сервиса в качестве экспериментальной площадки выбрали весь СКФО. Правда, пока никаких разъяснений по поводу реализации этой программы нет. Хотят как лучше Зачем же край вечно вызывает огонь на себя? «Ставропольский край и в советские времена имел имидж новатора, - продолжает Красуля. - В основном, конечно, в сельском хозяйстве. У нас появились первые в стране ученические производственные бригады. Отец перестройки Михаил Горбачёв, ещё будучи первым секретарём крайкома партии, внедрил ипатовский метод уборки зерна. Это в числе прочих факторов помогло Михаилу Сергеевичу впоследствии стать генсеком. Поэтому не будем сбрасывать со счетов то, что участие в разных экспериментах, инициированных Москвой, работает, в первую очередь, на имидж руководителя региона. Он получает возможность лишний раз продемонстрировать федералам, что активно трудится на благо страны». Согласен с этим и член Общественного совета СКФО и ЮФО Георгий Легкобитов. «Москва выделяет немалые средства. Нередко на сомнительные и ненужные инициативы. Участвовать в пилотных проектах бывает выгодно. Благодаря этому поднимается рейтинг главы региона. Главное, как говорится, ввязаться», - считает он. Но что имеют от этого простые люди? «Если проект хорошо продуман, от него только польза, – полагает доктор социологических наук Дмитрий Лушников. – Ведь участие в федеральном эксперименте предполагает солидную методическую и материальную помощь». Комментарий Член Общественной палаты Ставрополья Юрий Фунда: «С одной стороны, быть в числе первых почётно, с другой может возникнуть масса вопросов, даже недовольство жителей края, как это получилось с пресловутой мусорной реформой. Она началась без чёткого алгоритма, без продуманной экологической политики, келейно, практически без участия общественности. Я уже не говорю о тарифах, которые население считает непомерно высокими. В тех странах, которые мы считаем цивилизованными, к примеру в Швеции, утилизация мусора представляет собой высокотехнологичное производство, позволяющее перерабатывать до 99% ТКО. Нам до этого очень далеко». До сих пор непонятно, что делать с отходами животноводства, строительства, спиленными деревьями, крупногабаритными отходами. По данным министерства ЖКХ края, регион получил от федерального центра деньги на ликвидацию стихийных свалок. Но не думаю, что недовольство жителей стоит денег, полученных за участие в этом пилотном проекте. Хочется, чтобы эти начинания приводили к улучшению жизни людей, а не к таким результатам, которые мы видим при реализации реформы утилизации отходов. Точка зрения Руководитель краевого отделения политической партии «Яблоко» Валерий Ледовской: «Менталитет большинства региональных руководителей таков, что они изо всех сил хотят выслужиться перед федеральными властями. Даже если для этого нужно набить шишки. Ставрополье не исключение, хотя есть у нас есть примеры и удачных «пилотов». Это в основном аграрные программы. Впрочем, в последние годы благодаря тому, что федеральные власти стали требовать по каждой новой программе составлять дорожные карты, механизм внедрения новшеств стал несколько прозрачнее. Вот если бы ещё и за результат спрашивали строже, наверное, было бы ещё лучше».