Войти в почту

Гендерная инженерия. Стартап Gusto полгода нанимал только женщин

Однажды весной 2015 года Джулия Ли, входящая в число лучших инженеров стартапа Gusto, попросила о личной встрече Эдварда Кима, одного из основателей этой компании, занимающейся разработкой программного обеспечения по начислению заработной платы, и ее главного технического директора. В тот день, сидя на сером диване в центре офиса с открытой планировкой, находящегося в престижном районе Сан-Франциско Саут-оф-Маркет, Джулия Ли, на тот момент двадцатишестилетняя выпускница Стэнфордского университета, рассказала Эдварду Киму, что она любит свою работу, но никак не может смириться с одной проблемой. Она была единственной женщиной в команде инженеров стартапа Gusto, состоящей из восемнадцати человек. По словам Джулии Ли, за плечами которой уже были стажировки в компаниях Google и Palantir Technologies, до того, как она устроилась на работу в Gusto, «многие предполагали, что она не знает, как решить проблему, только потому, что она женщина-инженер». Перед тем, как рассказать Эдварду Киму об этом, Джулия Ли очень долго колебалась из-за неуверенности в себе. Тем не менее, по ее словам, главный технический директор с необычайным пониманием отнесся к сложившейся ситуации. Эдвард Ким даже решил запустить свой проект и изучить соотношение мужчин и женщин в других технологических компаниях. Цифры были вовсе не воодушевляющими. Согласно статистике, собранной в общедоступном документе Google Doc, опубликованном в 2013 году Трэйси Чоу, инженером компании Pinterest, женщины на тот момент составляли лишь 12% инженеров в 84 компаниях. Эдвард Ким прочитал доклад Бюро переписи США о неравенстве по расовому и по половому признакам при занятости в областях науки, техники, инженерии и математики. Он был также обеспокоен отчетом Национального общественного радио, который показал, что количество женщин, получивших высшее образование по направлению «Информатика», выросло в начале восьмидесятых годов прошлого века, но с 1984 года начало стремительно сокращаться. Ким также прочел исследование консалтинговой компании McKinsey & Company 2015 года, которое доказало, что компании с разнообразным кадровым составом показывают лучшие финансовые результаты. «Тот факт, что еще никому на рынке технологий не удалось действительно решить вопрос гендерного разнообразия, представлял собой отличную возможность для нашей компании, — заявляет Эдвард Ким. — Если мы хотим помочь нашим клиентам, занимающимся малым бизнесом, переосмыслить понятие HR-менеджмента, мы сами должны иметь разноплановый кадровый состав». После нескольких бесед с Эдвардом Кимом и Джулией Ли отдел кадров стартапа Gusto запустил план по привлечению в компанию женщин-инженеров. Прежде всего при описании вакансий и должностных обязанностей нужно было начать избегать фраз вроде «Ниндзя, рок-звезда и программист». Но самый важный шаг, который предприняла компания Gusto, заключался в том, что в течение шести месяцев, начиная с сентября 2015 года, компания посвящала все свои усилия тому, чтобы набрать в команду инженеров больше женщин. В итоге на работу наняли только женщин-инженеров, но при этом в Gusto учитывали кандидатуры мужчин-инженеров, которые подавали заявления, и относились одинаково ко всем соискателям. По словам юриста компании Лизы Костинской, именно благодаря такой политике в Gusto избежали нарушения законов об антидискриминации. Компания также пыталась привлечь женщин-инженеров, отправляя кандидаткам электронные письма, подписанные Джулией Ли, в которых она предлагала женщинам-инженерам лично рассказать о работе в компании. Кроме того, стартап Gusto вызвался в течение двух следующих лет спонсировать самое крупное ежегодное событие для женщин-программистов, Конференцию Грейс Хоппер. Эдвард Ким также опубликовал данные о соотношении мужчин и женщин в компании Gusto и в своем блоге рассказал о том, что руководство Gusto стремится нанять больше женщин-инженеров. «Мы верим в то, что гендерное разнообразие само по себе является огромной силой, которая позволит нам разрабатывать лучшее программное обеспечение и создавать лучшие продукты», — написал Ким. Согласно прошлогоднему исследованию портала Crunchbase, как и в 80% современных стартапов, в число трех основателей Gusto входят только мужчины. 34-летние Эдвард Ким и Джошуа Ривз, CEO компании, встретились на занятиях по электротехнике, будучи студентами старших курсов Стэнфордского университета. Они запустили стартап Gusto в 2012 году совместно с 33-летним Томером Лондоном, уроженцем Израиля, который познакомился с Джошуа Ривзом, когда тот учился в аспирантуре в Стэнфордском университете. Как и стартап Zenefits, конкурент компании Gusto, который был запущен в 2013 году и пережил несколько крупных взлетов и падений, сам стартап Gusto занимается продажей малым предпринимателям программного обеспечения с обязательной подпиской, которое помогает им управлять данными сотрудников, например, начислением заработной платы или медицинским страхованием. На начальном этапе у стартапа Gusto даже было похожее имя — ZenPayroll. В 2015 году, когда компания начала предлагать более широкий выбор программного обеспечения, было принято решение сменить имя стартапа на Gusto. Стартап Zenefits привлек венчурные инвестиции на сумму в $584 млн. В 2015 году его капитализация оценивалась в $4,5 млрд, но затем компания столкнулась с нормативно-правовыми проблемами из-за того, каким образом она продавала медицинские страховки. CEO стартапа уволили, а бизнес-модель переделали. Тем не менее, его капитализация сократилась до $2 млрд. В то же время стартап Gusto развивался в гораздо более спокойном темпе. К концу 2015 года он привлек инвестиции на сумму в $176 млн от таких фирм как CapitalG (ранее известной как Google Capital) и General Catalyst, а также от 75 индивидуальных инвесторов, тщательно отобранных Джошуа Ривзом. В их число входили актер Эштон Кутчер и один из создателей PayPal Макс Левчин. В тот год капитализация стартапа достигла $1,1 млрд. Forbes оценивает ежегодный доход компании Gusto примерно в $100 млн. Основатели Gusto признают, что в самом начале вопросу гендерного разнообразия не уделяли должного внимания. Но по мере роста стартапа основатели поняли, что так не должно продолжаться. В 2015 году, когда пришло время нанять главного операционного директора, они решили взять на эту должность женщину. Лекси Риз, за плечами которой была работа в Google и American Express, сейчас является одной из двух женщин в исполнительной группе менеджеров Gusto, состоящей из шести человек. На данный момент в Gusto работает 525 человек и 51% из них — женщины. Тем не менее, даже после того, как в Gusto начали претворять в жизнь план по обеспечению гендерного разнообразия, заявления о приеме от женщин не потекли рекой. Руководство Gusto поручило заняться поиском женщин-инженеров двум штатным специалистам по подбору персонала и сингапурской компании TalentDash, которая занимается поиском талантов. По словам Эдварда Кима, несмотря на то, что на поиск женщин-инженеров ушло больше времени, чем планировалось, компания Gusto никогда не снижала свои стандарты. Он заявил: «Меня беспокоит то, что, по мнению некоторых людей, если компания уделяет внимание гендерному разнообразию рабочего коллектива, она автоматически снижает планку в отношении способностей и талантов потенциальных работников. Это неправда». Он также опроверг информацию о том, что работники компании негативно отреагировали на такие действия руководства. Компания Gusto также внесла изменения в свою политику выплаты вознаграждений. C 2016 года зарплаты сотрудников проверяла консалтинговая компания Mercer, занимающаяся управлением персоналом. Специалисты Mercer не нашли расхождений в заработной плате мужчин и женщин. В бонусы сотрудников компании входят 16 недель оплаченного декретного отпуска для родителей, а также дополнительные выплаты размером в $100 в неделю на продукты и доставку еды, $100 в месяц в течение полугода на оплату уборки дома и до $500 на оплату работы консультанта по детскому сну. Компания Gusto полгода нанимала на работу только женщин. По словам Эдварда Кима, они даже «превысили свои изначальные цели». В 2015 году компания пыталась привлечь больше-женщин инженеров, чтобы число женщин достигло 18% от общего числа инженеров. По данным Национального центра США по статистике образования (NCES), в большинстве IT-фирм было именно такое соотношение полов. Количество женщин-инженеров в Gusto составило 21%. С тех пор компания начала отбор персонала для офиса в Денвере. Они хотят нанять как минимум 25 инженеров в этом году и вновь нанимают только женщин. «Теперь, когда 17 из 70 инженеров Gusto являются женщинами, привлекать к работе женщин-инженеров стало проще», — заявила Марианна Браун-Кохи, начальник отдела кадров компании. «Это похоже на эффект домино. Женщины знают, что входят в доброжелательный коллектив». Компания Gusto преуспела на одном поприще, но в команде инженеров до сих пор нет латиноамериканцев и афроамериканцев. Эдвард Ким заявил, что в этом отношении у компании есть две цели на 2018 год: нанять женщин пожилого возраста и добиться расового разнообразия в команде инженеров стартапа. «Мы достигаем прогресса, полностью концентрируясь на одной проблеме, и только затем переходим к следующей», — заявил главный технический директор Gusto. Перевод Полины Шеноевой Читайте также Миф или реальность: существует ли гендерное неравенство в российских IT-компаниях?