Лайк за упокой
В современном мире смерть знаменитого человека влечет за собой не только многочисленные публикации в СМИ, но и волну лайков, твитов и прощальных видео. Правда, забывают о трагедиях довольно быстро, но далеко не все. «Лента.ру» изучила профили умерших знаменитостей и выяснила, как YouTube-каналы ушедших людей живут своей жизнью. 32-летний специалист по ядовитым змеям, а по совместительству довольно известный видеоблогер из Санкт-Петербурга Арслан Валеев радовал подписчиков на протяжении нескольких лет. С 2011 года мужчина успел выложить на просторы YouTube почти 900 роликов: в них он рассказывал об уходе за террариумными животными. На его канале выходили не только обучающие ролики, но и видео развлекательного характера. «Любые рискованные действия на видео не рекомендуем повторять, все это опасно и выполнено профессионалами своего дела», — так говорится в описании канала «Частный экзотариум». Скорее всего, блогер даже не представлял, насколько его действия рискованны: в сентябре 2017 года он скончался во время прямой YouTube-трансляции после укуса черной мамбы. За эфиром на странице мужчины следили несколько сотен человек. Валеев как будто специально дразнил опаснейшую змею, которая реагирует на резкие движения. Некоторые пользователи предположили, что произошедшее с Валеевом — не что иное, как суицид: на плечи блогера свалилось довольно много проблем, о которых он неоднократно упоминал в соцсетях. Да и всю исходящую от черной мамбы опасность специалист точно осознавал: его статьи о пресмыкающихся неоднократно публиковали научные журналы. Тем не менее скоропостижная кончина видеоблогера не поставила точку на его YouTube-канале. Скорее, даже наоборот: через месяц после смерти на Валеева подписалось рекордное количество человек за всю историю страницы. Только за октябрь 2017 года на «Частный экзотариум» пришли почти 40 тысяч новых людей, благодаря чему общее количество подписчиков на тот момент составило примерно 250 тысяч. Интересно, что канал пользуется популярностью даже в марте 2018 года: в среднем на него подписываются по 700-800 человек ежедневно. При этом последнее видео было залито родственниками в уже далеком ноябре. Журналист и видеоблогер Андрей Рыбакин радовал фанатов тем, что издевался над дорогими (и не очень) автомобилями. Мужчина снимал яркие и нестандартные обзоры на отечественный и зарубежный автопром. Везло, если машина оставалась после такого «обзора» невредимой: Рыбакин нередко врезался в деревья, столбы и любые другие препятствия на дороге. Естественно, среди зрителей находились и те, кому контент эксцентричного и вечно ругающегося автоблогера совершенно не нравился: мужчину часто останавливали и штрафовали гаишники, которые тоже смотрели его видеоролики. Чего стоит запись с видеорегистратора Рыбакина, где тот гонял по газонам и тротуарам, едва не сбивая пешеходов, — хотя бы за это его могли лишить прав как минимум лет на пять (или обклеить все стекла наклейками «Стопхам»). Однако до этого момента мужчина попросту не дожил. Нет, он не погиб в автокатастрофе и его не настигли недовольные. Все случилось гораздо прозаичнее: в июле 2014 года Рыбакину проломили череп бейсбольной битой в собственном доме во время одной из попоек. После смерти блогера его друзья опубликовали еще двенадцать роликов из видеоархива Рыбакина: последний из них вышел в декабре того же года. Однако на канал потихоньку продолжают подписываться даже спустя четыре года. Например, в марте 2018 года следить за обновлениями стали еще 83 человека — вполне неплохой результат для давно мертвого во всех смыслах канала. Одесский видеоблогер-путешественник Максим Липатов создал канал «ЛИПАТЫЧ» в 2008 году, однако за это время он так и не достиг большой популярности: даже спустя девять лет большинство его видеороликов собирало не больше 100 тысяч просмотров, а количество подписчиков едва превышало 20 тысяч человек. Возможно, Липатов мало уделял времени развитию проектов, а может людям не нравился формат его шоу. Все-таки мало кто по собственному желанию захочет подписаться на страницу, автор которой обещает снимать «упоротые нищебродские тревел-проекты». В декабре 2016 года мужчина оставил во «ВКонтакте» предсмертную записку, в которой рассказал о самоубийстве. Путешественник заявил о стремлении к саморазрушению, а также попросил никого не винить в его кончине. «Теперь же надежд и сомнений не осталось — это конец моего пути», — сказал Липатов. Тело блогера нашли через несколько дней. Судя по всему, отчаянный поступок молодого человека вкупе с грустной предсмертной запиской побудил людей активнее подписываться на его канал, хоть видео там больше не выходят. За несколько месяцев к небольшой армии фанатов погибшего Липатова присоединились еще четыре с лишним тысячи человек: в среднем, на него подписываются по десять человек в день. За границей странная тенденция с подписками на канал погибшего известного человека кажется еще более очевидной: на погибших видеоблогеров подписываются в разы больше людей. 14-летняя Изабелли Кристин Сантос — бьюти-блогер из Бразилии, которая давала подписчикам различные советы по макияжу, а также брала интервью у местных знаменитостей из мира музыки и развлечений. В середине февраля 2018 года девушку подстрелили: в нее попала шальная пуля на автомагистрали, где произошла перестрелка двух водителей. Двух подозреваемых задержали, однако Сантос это уже вряд ли поможет. По словам медиков, мозг девушки умер, несмотря на то что тело еще живет. Неврологи уверены, что у подростка практически нет шансов выжить. До несчастного случая канал девушки насчитывал всего 28 тысяч подписчиков, однако в день происшествия численность страницы возросла практически вдвое. К началу марта за профилем Isa Top Show стали следить уже 113 тысяч человек, причем эта цифра растет с каждым днем. Похожая история произошла и с американским рэпером Густавом Ором, более известным под псевдонимом Lil Peep. К 21 году парень добился довольно больших высот в мире музыки: критики называли его одним из первых музыкантов пост-эмо возрождения, а опубликованные на YouTube клипы набирали миллионы просмотров. Однако головокружительный успех в раннем возрасте очень часто негативно отражается на психике известных исполнителей. Так произошло и здесь: жизнь юного певца прервалась 15 ноября 2017 года из-за передозировки наркотическими средствами. Тем не менее и без того популярный YouTube-канал рэпера буквально «взорвался» от наплыва новых подписчиков. Если перед смертью его страница за несколько лет существования насчитывала чуть более 300 тысяч преданных фанатов, то к марту 2018 года их количество выросло до миллиона трехсот тысяч. Численность подписчиков увеличилась в четыре раза. Сложно сказать, достиг бы он подобных результатов, если бы его жизнь сложилась иначе. Не стоит думать, что после смерти у блогеров и артистов растут только каналы на YouTube: то же самое происходит и с другими социальными сетями. Судя по статистике, аккаунт Lil Peep в Instagram в ноябре 2017 года насчитывал около 860 тысяч подписчиков, зато к середине марта 2018 года на профиль умершего рэпера уже подписаны два с половиной миллиона человек. Естественно, у каждого пользователя есть собственные причины, по которым они подписываются на аккаунты умерших знаменитостей. Правда, вряд ли они сами смогут ответить на этот вопрос, ведь зачастую такие действия происходят чуть ли не инстинктивно. Скорее всего, на пользователей влияют сразу несколько довольно важных факторов. Во-первых, таким образом люди пытаются выразить соболезнования в связи с уходом человека в мир иной. Если раньше с подобной задачей справлялись свечки или записки в церкви, то в 2018 году молодые люди привыкли выражать скорбь совершенно иными методами. Подписка на человека — современный способ отдать дань уважения. Это желание прекрасно прослеживается в комментариях к последним опубликованным роликам. Практически все неравнодушные оставляют однотипные записи вроде «Любим, помним, скорбим», «Земля тебе пухом» и еще тысячи подобных скорбных комментариев. Во-вторых, некоторые фанаты все еще надеются увидеть какой-то невышедший контент на канале погибшего блогера. Зачастую так и происходит: друзья или родственники усопшего через некоторое время публикуют материалы из личного архива звезды. Например, на канале Lil Peep раз в пару месяцев продолжают выходить клипы и бэкстейджи, записанные до ноября 2017 года. Еще один немаловажный фактор — освещение смерти известного человека в СМИ. Чем больше изданий напишут о кончине блогера, тем больше потенциальных подписчиков узнают о его творчестве в целом. Здоровое любопытство побуждает этих людей посмотреть видеоролики погибшего, а также почитать о нем более подробно. Не стоит забывать тот факт, что некоторые потенциальные подписчики даже не подозревают о смерти блогера, когда случайно впервые попадают на его страницу. Однажды, наткнувшись на интересный ролик, они не глядя подписываются и ждут новые выпуски, а затем и вовсе забывают о его существовании.