Войти в почту

Хранитель древностей. Начальник Главного архивного управления Москвы Ярослав Онопенко работал детективом

В субботу, 10 марта, отмечался День архивов. Наступившая весна для «хранителей древностей» особенная: в этом году отмечается 100-летие Государственной архивной службы России. С марта начнутся мероприятия: здания хранилищ украсят баннерами, будут устраивать выставки, презентации, дни открытых дверей. В честь двойного праздника начальник Главного архивного управления Москвы Ярослав Онопенко, до сих пор редко выступавший в прессе, сделал исключение для нашей газеты. Архив — это такой терем, куда нет хода никому. Там суровые дамы охраняют документы от посторонних глаз: чем меньше народу их увидит, тем лучше… В последние годы Главное архивное управление Москвы делает все, чтобы разрушить этот стереотип. Все больше материалов рассекречивается, оцифровывается, публикуется, предоставляется для теле- и радиопередач. Постоянно проводятся историко-документальные выставки, в том числе виртуальные. Тысячи человек ежедневно знакомятся с документами Архивного фонда Москвы через главный городской портал «Mos.ru». Несмотря на всю нынешнюю открытость работы архивистов, руководитель Управления Ярослав Онопенко нечасто дает интервью. Но в преддверии профессионального праздника он откровенно рассказал «Вечерней Москве» о том, почему его работа напоминает детективную, о чем думает архивист, придя поменять водительское удостоверение, и как быстро для профессионала современность становится историей. МУЖСКАЯ РАБОТА — Ярослав Аксентьевич, представляю, каково вам было накануне 8 Марта. Вам и другим мужчинам в управлении. Пришлось скидываться на подарки сотрудницам, а на этом можно разориться… — Вы намекаете, что у нас почти исключительно женский коллектив? Это один из мифов. Действительно, в читальных залах работают в основном женщины. Но на выдаче дел из хранения, в секторе реставрации и в других подразделениях немало и сотрудников-мужчин. Вообще архивная работа далеко не кабинетная. Я прошел все ее ступени начиная с февраля 2005 года, когда начал трудиться в Главархиве Москвы. Тогда моей задачей было собрать документы всех столичных хлебозаводов, а перед этим — помочь их правильно оформить на местах. Я постоянно ездил по всему городу. А так как сотрудники служб делопроизводств — в основном девушки, мне, конечно, было очень приятно работать с ними. После образования Троицкого и Новомосковского округов наш архивный отдел по Западному административному округу стал сотрудничать и с организациями Новой Москвы. Расширились территории, а вместе с ними — и круг задач. Эта работа была очень живой, сродни деятельности журналиста, а иногда даже детектива. — Вам случалось обнаружить эксклюзив? — Когда изучаешь архивы предприятий, особенно таких огромных, как советские, соприкасаешься с тысячами судеб. Помню, в документах хлебозавода № 6 мне попалась история о двух рабочих-подростках, которых в войну поймали за поеданием хлебного мякиша. Их судили военным судом! Иногда бывает нужно обратить внимание местных архивистов на то, какие документы в их фонде особенно важны. Исследователям куда интереснее будут не папки с цифрами, а, например, проекты благоустройства, протоколы встреч с жителями, подшивки районных газет, ведь именно в них — живая история. ВСЕ ФОНДЫ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ — Вам охотно отдают документы? — Государственные учреждения города Москвы обязаны сдавать их в архив по закону. Недавно к нам поступили документы ведомственных архивов департаментов образования, здравоохранения, ЖКХ и благоустройства. Мы очень рады, что они теперь сосредоточены в одном месте — это облегчает и реставрацию документов, и выдачу справок населению. Для различных частных компаний, акционерных обществ, общественных организаций, а также для граждан передача нам материалов — дело добровольное. В 2000-е годы коммерческие структуры старались отклонять предложения о включении своих документов в Архивный фонд Москвы. Ведь сначала надо на месте привести материалы в упорядоченный вид, а это — затраты. Но в последнее время передают документы все охотнее. — Потому что при нынешних ценах на аренду фирме выгоднее освободить лишнюю комнатку? — Надеюсь, все-таки потому, что руководители организаций понимают социальную и историческую значимость этих материалов. Нас без преувеличения можно назвать летописцами Москвы. Например, отдел документов личных собраний хранит бесценные материалы представителей научной и творческой интеллигенции, людей рабочих профессий, видных военных и государственных деятелей. Наша отличительная особенность в том, что мы принимаем полный комплекс документов семейных и личных архивов, а не только те из них, что связаны с профессиональной или творческой деятельностью человека. Поэтому материалы наших фондов помогают иногда взглянуть на известных людей с неожиданной стороны. Недавно стали доступны для исследователей документы из фондов Анастасии Цветаевой, Евгения Долматовского. Мы принимаем материалы и рядовых горожан, если они представляют интерес для историков. Например, у нас большая коллекция писем москвичей с фронтов Великой Отечественной войны. — И хватает места все это хранить? — В последние пять лет правительство Москвы уделяет архивной службе большое внимание, оказывает всестороннюю поддержку. Нам недавно выделили дополнительные 7 тысяч квадратных метров на Краснодонской улице, 55. Здание на Профсоюзной улице, 82, корп. 1, отремонтировали, сделали специальный фасад, который будет еще лучше сохранять прохладу летом и тепло зимой. Скоро будет ремонт и в соседнем здании, на Профсоюзной, 80, причем не придется ни прерывать обслуживание читателей, ни переезжать (документы вообще лучше лишний раз не перемещать). В хранилищах возведут временные стены, а фасады разберут и сделают новые. — Представляю, сколько работы у ваших сотрудников. И, наверное, с каждым годом ее все прибавляется и прибавляется? — Работы действительно много. Но кое в чем, наоборот, им со временем становится легче. Мы освободили своих сотрудников от обслуживания граждан, которым нужны справки о зарплате и трудовом стаже для оформления пенсий — а это львиная доля запросов. Я очень хорошо помню, как очередь из тех, кому нужна такая справка, с утра до вечера тянулась в фойе архива с улицы, от самого метро. И общение с этими посетителями было непростым. Многие не могли вспомнить ни точного места и адреса прежней работы, ни времени трудоустройства и увольнения… Приходилось вытягивать из них информацию наводящими вопросами: «А вы там работали до того, как переехали в новую квартиру? Или добирались туда через весь город?». Но с 2014 года получать такие справки можно через ближайший к дому центр «Мои документы». Удобнее стало всем. Наши сотрудники теперь сосредоточились на профильной деятельности — обеспечении сохранности материалов, учете, комплектовании, подготовке к рассекречиванию, реставрации и оцифровке. Они готовят документальные издания, выставки, организуют конференции и, конечно, исполняют различные запросы горожан и организаций. Удалось повысить эффективность работы архивистов и обеспечить им достойную заработную плату. К нам охотно приходит молодежь, и это отрадно. ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК ГРЯДУЩИЙ — Сколько у вас документов? И за какой исторический период их больше всего? — Скоро количество дел дойдет до 30 миллионов. Основной их массив — это конец XVIII–XX века, есть и более ранние, которые относятся к XVII столетию. Но мы фиксируем и факты новейшей истории. Например, парк «Зарядье», открытый прошлой осенью, уже включен в число организаций — источников комплектования. Ежегодно к нам поступает не менее 10 тысяч свежих дел, связанных с работой столичных властей, учреждений, общественных организаций. Постоянно пополняется фонд аудиовизуальных документов. В архиве есть штатный фотограф. Снимки 2016–2017 годов, на которых представлен благоустроенный центр города, позволяют оценить, как изменилась столица за последнее столетие. Кстати, они войдут в двухтомное издание «Москва вчера» — «Москва сегодня», которое мы готовим к печати. А в издательском проекте, посвященном столичному транспорту, его история доводится до появления Московского центрального кольца. — Что еще в издательских, выставочных планах? — В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Мы готовим издание «Тургенев и Москва» и выставку, приуроченную к этому знаменательному юбилею. Выйдет в свет книга «Москва молодежная», состоится цикл выставок на эту же тему. Начнется работа над изданием к 80-летию ВДНХ, которое будет отмечаться в 2019 году. В формате электронной публикации готовим сборник документов и материалов «Московские театры в годы Великой Отечественной войны», виртуальный проект «Культура Москвы в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», выставку к юбилею нашей отрасли — 100-летию государственной архивной службы России и многие другие интересные проекты. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТЕЛЛАЖ — Что пользуется у исследователей наибольшим спросом? — На первом месте — метрические книги и другие документы, нужные для генеалогических изысканий. Люди и сами изучают историю своих семей, и поручают это специалистам. На втором — фотографии старой Москвы. На третьем — все, что связано с историей транспорта. Ведь тема интереснейшая — и об этом свидетельствует популярность ретрофестивалей, таких, как Парад трамваев. Иногда сотрудники спрашивают читателя: «Вы книгу или статью об этом готовите?» Оказывается, нет — это просто для себя. — Вам самому, наверное, теперь уже не до работы с фондами? — Я внимательно слежу за работой Центральной экспертно-проверочной комиссии, знакомлюсь с заключениями. Меня интересует история архитектуры— в ней нагляднее всего видно развитие города. Не так давно смотрел документы, связанные с историей крупнейших нереализованных архитектурных проектов 1930-х годов, материалы о благоустройстве набережных в рамках Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. — Сейчас в моде слово «профдеформация», ею даже кокетничают. А у архивистов она бывает? — А как же! Попадая в какое-нибудь учреждение, я невольно задумываюсь, какие документы о его деятельности вызвали бы наибольший интерес. Вот недавно довелось побывать в одном из центров «Мои документы» — нужно было поменять водительское удостоверение. Я восхитился масштабами и качеством работы. Сотрудник принимает в месяц около 600 человек! Ведь все это надо было организовать! Мы уже так привыкли к быстроте и удобству обслуживания, что забываем, какой труд за этим стоит. Я бы не отказался заглянуть в протоколы совещаний, приказы, отчеты центров, чтобы понять, как построена система управления. В недалеком будущем подобные документы станут ценным источником по истории столицы. Так что наша главная «профдеформация» — потребность постоянно узнавать что-то новое. — Ну, это любой профессионал про себя так скажет… — Но про архивистов это реже всего предполагают. Думают, что у нас работа рутинная, шаблонная. Это не так. Мы — живые, постоянно развиваемся и совершенствуемся. САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — Сказание об основании монастыря в Хатунской волости (1607) — самый древний документ, повествует о строительстве в 1515 г. Давидово-Вознесенской мужской пустыни под Серпуховом. — Рапорт московского обер-полицмейстера Петра Ивашкина московскому главнокомандующему графу Федору Ростопчину о состоянии города после ухода наполеоновских войск (1812 ). — Описание торжественной церемонии закладки храма Христа Спасителя на Волхонке (1839). — Прошение Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко к генерал-губернатору с просьбой разрешить постановку пьесы Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1898). С этого спектакля начался отсчет истории МХАТа. — Нотная рукопись первоначального варианта Государственного гимна СССР (1943). Музыка, созданная Александром Александровым, осталась неизменной и для Государственного гимна РФ. ЦИФРА 16 300 дел рассекретили за 2013 – 2017 годы. Это документы организаций КПСС, Мосгорисполкома, райисполкомов. За этот же срок оцифровали более 61 тысячи дел. В первую очередь в электронный формат переводят самые востребованные материалы: метрические книги, ревизские сказки, проекты зданий, документы Моссовета, а также фото-, аудио- и видеозаписи 1950–1960-х годов. СПРАВКА Ярослав Онопенко родился 5 июня 1978 года в Москве. Окончил с отличием Московский институт высшего социально-экономического образования (2001), в 2006 году прошел профессиональную переподготовку во Всероссийском НИИ документоведения и архивного дела (2006). С отличием окончил Историко-архивный институт РГГУ (2015). С 2005 года работает в структуре Главного архивного управления города Москвы. Начальник управления с 28 июля 2015 года. Действительный государственный советник города Москвы 2-го класса.

Хранитель древностей. Начальник Главного архивного управления Москвы Ярослав Онопенко работал детективом
© Вечерняя Москва