Сабантуй уже не тот. Юлия Таланова о новых смыслах праздника и туризме

Юлия Таланова известна в республике как создательница резиденции Кыш Бабая (татарского зимнего волшебника) и других популярных туристических продуктов. Она рассказала «АиФ-Казань», почему Казань - это женщина и как сделать её ещё более привлекательной для гостей и горожан. Родниковое ожерелье Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Юлия Иосифовна, почему Казань - это она, а не он? - У многих наш город ассоциируется с правительницей Сююмбике, чьё изображение встречает гостей на железнодорожном вокзале. А для меня Казань происходит от слов «каз» - гусь и «эни» - мать. Получается, мать-гусыня. Есть булгарская легенда, что мир сотворила уточка, нырнувшая на дно океана и поднявшая кусочек земли на поверхность. У Казани - женская душа ещё и потому, что она красивая и гордая. И, конечно, щедрая, как все народы, живущие на широкой матушке Волге. - Любой город интересен своими культурными и историческими объектами, а не новоделом. На месте холма с памятником Вахитову хотят построить очередной торговый центр, хотя не раз говорилось о бережном отношении к исторической застройке. - Туристам не всё равно, на что смотреть - на новодел или аутентичный объект. Сейчас очень подкованные и внимательные гости, которые даже время экскурсии засекают! Что касается застройки Вахитовского холма, это плохая идея. У нас и так не развита городская среда с точки зрения туризма. Гостю что надо? Побродить пешком по улочкам, пофотографироваться. Что, они на фоне ещё одного ТЦ будут селфи делать? Тем более что расположенные рядом ТЦ «Кольцо» и здание Пенсионного фонда и так уже плохо вписываются в исторический ландшафт. А торговый центр на этом месте - настоящая экспансия, ведь он не может обойтись без парковок. - Какого утерянного исторического наследия особенно жаль? - Перед тысячелетием Казани исчезли уникальные образцы деревянного зодчества на улицах Тельмана и Федосеевской. Ушли и быстро уходят деревянные слободы. Да, обустроили Старо-Татарскую слободу на улице Каюма Насыри, за что большая благодарность властям. Однако даже и здесь должен быть другой подход. Мы с моим партнёром по бизнесу Оксаной Артеменко ещё 18 лет назад предлагали представлять гостям не только интерьеры домов, но и дворы. В своё время нас поразил этнокомплекс Белого старца в Бурятии. На большой территории расположены усадьбы казаков, бурятов, старообрядцев, ты переносишься в другой мир. Рустам Минниханов, кстати, увидев нечто подобное в Оренбургской области, тоже загорелся идеей воссоздать быт татар разных районов. Многие туристы хотят не просто приехать в татарскую деревню, а пожить в ней неделю. Это часто те, кто вырос в Татарстане, а теперь скучает по быту - жители Москвы, Петербурга и даже Новой Зеландии. - И что, нет желающих заработать на туристах? - Нет, представляете! Татарстанцы не хотят пускать кого-то в свою частную жизнь. Нежелание выпячивать жизнь напоказ - часть культуры. Но на самом деле нужно просто искать, думать и предложить такую форму, которая бы устроила жителей татарских деревень. - Мы слышим в новостях о приросте потока туристов в Казань. В 2017 году в городе побывало 2,7 млн человек. А какие у нас есть ещё резервы? - Казань раскручена в отличие от остальных территорий. Однако и гости, и сами казанцы не готовы пока ездить по республике. А ведь сколько у нас всего интересного! В Кукморском районе можно увидеть производство валенок по технологии XVIII века, приобрести посуду, знаменитую на всю Россию. Там же с 1956 года работает фабрика лёгкой промышленности. В Сабинском районе воссоздали одно из самых крупных в России медресе. Помимо этого в районе можно познакомиться с богатой историей добычи меди, увидеть древние городища. А какая великолепная природа! Сабинский район - это родниковое ожерелье Татарстана. Или Лаишевский район: многие казанцы ездят туда ради «Камского моря», а ведь можно ещё побывать в музее им. Державина. Стоит увидеть и величественный Ильинский храм (1820). В Камском Устье располагается императорский питомник хвойных деревьев. Есть замечательный замок-усадьба Гагариных, но дом, к сожалению, разрушается - инвесторам проект неинтересен. Восток и Запад - Сейчас много говорят о необходимости развития халяльного туризма в РТ. Есть ли спрос? - Интерес действительно большой. По стандарту халяль уже работают несколько гостиниц. А вот гидов-мусульман не хватает. Пока об исламе рассказывают со светской точки зрения. Не это хотят слышать верующие. Великолепный был слоган у Казани к Универсиаде: «Место, где Восток встречается с Западом», где православие и ислам мирно живут рядом. И это действительно фишка Татарстана. Сложившийся бренд, причём не в последние годы, а за тысячи лет. - Я слышала, что у туристов есть претензии и к другой фишке - Сабантую. Мол, неинтересно. - Согласна, его популярность падает. Сабантуй «законсервировался», а нужно наполнить его интересным содержанием, показать, к примеру, Сабантуй XIII-XVII веков, полузабытые обряды, тот же «Каз омэсе» - «Гусиное перо». Гости должны знать, что, например, только на Сабантуе они могут попробовать вкуснейшее блюдо «тутырган тавык» (курицу, фаршированную яйцами). И мало того что попробовать - научиться готовить! - Какие маршруты у вас любимые? - Конечно, созданные нами - «Сказ Казанского кота» и «Резиденция Кыш Бабая». Люблю путешествия по районам РТ. Стоит развивать и знакомство с Казанью «с воды». Но для этого нет пока главного - современного водного транспорта.

Сабантуй уже не тот. Юлия Таланова о новых смыслах праздника и туризме
© АиФ Казань