Ещё

Власть, видимо, уверена — украинцы глупее соседей. И потому боится Талызиной 

Власть, видимо, уверена — украинцы глупее соседей. И потому боится Талызиной
Фото: ИноСМИ
22 февраля Нацрада по телевидению и радиовещанию сообщила, что намерена «позапланово перевірити телеканал „Інтер“ через демонстрацію радянських фільмів з російськими акторами та режисером з „чорного списку“.
А 17 января Окружной админсуд Киева своим определением в деле № 826/18070/17 отказал студии „Квартал 95“ (ООО „Кіноквартал“) в удовлетворении поданного ею ходатайства об обеспечении иска „путем остановки действия приказа Госагентства по вопросам кино в части отмены госрегистрации и признании недействительным государственного удостоверения на право распространения и демонстрации“ сериала „Сваты“.
В переводе с юридического на общепонятный язык это означает, что популярный сериал в ближайшее время не вернется в украинский телеэфир.
В телевизионном сообществе и в кругах шоу-бизнеса эти новости вызвали очередной, хотя и невыразительный всплеск возмущения, которое, впрочем, не было особенно заметным на фоне событий, сотрясающих Печерские холмы.
Однако в этом решении Нацсовета, как и действующих на основе ранее обнародованных рекомендаций , и судов, нет ничего такого, чего не следовало бы ожидать. В Украине, по инициативе Минкульта, еще в бытность министром весьма предусмотрительно было де-факто запрещено не только советское и российское, но и практически АБСОЛЮТНО ВСЕ украинское кино и многие зарубежные ленты.
Сделано это было, безусловно, в первую очередь для того, чтобы всегда была возможность взять за живое любой телеканал, организовав его внеплановую проверку или лишение лицензии. То, чего не сумели достичь прежние власти, нынешней вполне удалось. И сейчас на примере „Интера“ и „Квартала 95“ она обкатывает методики, которые с высокой вероятностью будут использованы в ближайшем будущем во время президентской и парламентской предвыборной борьбы.
(Далее я вынужден отчасти напомнить читателю то, что уже писал в №1 за 2016 г. в статье „Любовь в большом городе“ запрещена и в большом городе, и в малом»).
Напомню, что на сайте Министерства культуры было четко разъяснено: «Мінкультури звертає увагу, що відповідно до закону „Про внесення змін до деяких законів України щодо захисту інформаційного телерадіопростору України“ демонстрування програм за участі осіб, які включені до Переліку осіб, які створюють загрозу національній безпеці, тягне за собою адміністративну та іншу відповідальність згідно чинного законодавства».
В первые же дни действия этого «разъяснения», данного Минкультом как раз накануне новогодних праздников — видимо, в качестве подарка под елочку, — продюсеры украинского ТВ задались вопросом: а как поступить в телевизионную ночь с традиционной демонстрацией «Иронии судьбы…»? Ведь в этом фильме в одной из ролей второго плана снялась , которая оказалась в упомянутом списке после гастролей в .
Но спустя четверо суток Вячеслав Кириленко милостиво разрешил показ фильмов , в т. ч. «Иронии судьбы…», отметив, что картины Рязанова будут и далее транслироваться на украинских телеканалах, невзирая на подрывную деятельность Талызиной.
Однако на днях Нацрада анонсировала проверку «Интера» в связи с демонстрацией каналом «12 стульев» и «Кавказской пленницы» с участием Наталии Варлей и «По улицам комод водили» с участием… Валентины Талызиной.
Т. е. власть четко дала понять: когда она хочет, то Талызиной не боится, когда надо надавить — «вспоминает», что Талызина под запретом. Это до боли знакомый старшему поколению творческих деятелей классический принцип тоталитарной цензуры как инструмента давления и манипуляции — послушным и приближенным может быть разрешено то, что будет безоговорочно запрещено инакомыслящим и строптивым.
Не сгущаю ли я краски? Неужели действительно под удар поставлена вся отечественная кино— и телеиндустрия? Что ж, изучим внимательно имена из списка. Большинство из них покрывает широчайший сегмент советской и украинской (а отчасти и зарубежной) кинематографии уже на протяжении 60 и более лет:
«Поэма о море» (режиссер по сценарию и в одной из ролей — «списочный» российский актер ), «Вечное возвращение» и «Мелодия для шарманки» (режиссер  — и «списочный» в одной из ролей, он же и в «Полетах во сне и наяву» ), «Черная курица, или Подземные жители» (режиссер  — и в кадре ).
В «» и «Ивановом детстве» встречаем , активно подрывающего ныне нашу безопасность, в «Зеркале» великого режиссера — опять Юрий Назаров, в его «Солярисе» одну из первых ролей в кино сыграла .
 — это ленты украинского режиссера : «Инфант», «Аврора, или Что снится спящей красавице», «Летучая мышь», «Убей меня», «Тебе, настоящему».
А сколько украинских фильмов погубил ! «Новогодний киллер» , «Двенадцать стульев» Максима Паперника, «Звездные каникулы» и его же «Сорочинская ярмарка». В «…Ярмарке», кстати, снимались также , , , , … Почему и эти славные люди должны быть наказаны запретом на демонстрацию «программы»? А «Водитель для Веры» с несравненным (но, к сожалению, со «списочным» оператором Игорем Клебановым)!
«Списочный» певец  — повод для того, чтобы запретить 40-серийную украинскую комедию «Дедушка моей мечты» (2005 г.) режиссеров и .
«Доктор Хаус» с политически некорректным , «Война и мир» с Олегом Табаковым, «Приключения …» с , «Матрица. Перезагрузка» с Роем Джонсом. «Маски-шоу» и «Любовь в большом городе-2» объединяет снимавшаяся и там, и там .
 — виновница запрета «Бабьего яра» и «».
Впрочем, о советской и российской классике говорить вообще вряд ли стоит: запрещено тотально все — от «Полосатого рейса» до «Гаража», от «» до «Братьев Карамазовых», от «Собачьего сердца» до «ЧП районного масштаба». При этом я не назвал ни одного профессионально сработанного, хорошо смотрибельного, но пропагандирующего коммунистическую идею фильма.
И что вообще Минкульт имеет в виду под «демонструванням програм за участі осіб, які включені до Переліку осіб, які створюють загрозу національній безпеці»? А если кто-то подготовит программу, в которой разоблачит шовинистические интриги Варлей, Пенкина и примкнувшего к ним Роя Джонса? Можно ли будет показать их хотя бы со спины?
В «разъяснении» Минкульта подчеркнуто нет никакой конкретики, а значит — власть каждый раз сможет толковать его по своему усмотрению.
Например, «особ» нельзя демонстрировать в каком объеме? Ведь ничего не сказано о том, должна ли это быть главная роль, или, как у Талызиной, роль второго плана, или эпизодическая (как у Юрия Назарова, который снялся в фильме «Петр Великий» / Peter the Great вместе с  или )?
И, кстати, на кого будет возложена (и кем будет оплачена?) долгая и кропотливая работа по выявлению в картинах всех опасных для демонстрации в «информационном телерадиопространстве Украины» (а в кинопространстве или интернет-пространстве можно?) лиц, снявшихся в крошечных эпизодах, тем более если оные лица подчас даже не упомянуты в титрах? Как, например, Сергей Безруков, снявшийся в антитоталитарном фильме «Похороны Сталина». Ведь исключений для фильмов с участием такой категории лиц (тот же Сергей Безруков — один из самых опасных среди них) Минкульт в своем предупреждении не делает.
Запрещая демонстрацию фильмов с участием тех или иных «особ», Минкульт ввел в Украине принцип внесудебного коллективного наказания за проступок или вину одной личности. Стоит ли говорить, что этот принцип осужден всеми цивилизованными юриспруденциями мира.
Как ни парадоксально — тут я невольно повторюсь, — первой жертвой запрета становится именно украинское кино