Войти в почту

«Обычный бизнес»: предпринимательницы — о «мужских» профессиях и баттхёртах

Мы не делим бизнес на мужской и женский — человек любого пола может заниматься каким угодно бизнесом, и женщина может открыть боксерский клуб, а мужчина — маникюрный салон. Но в некоторых сферах бизнеса фаундеров-женщин встретишь все-таки нечасто — то ли виноваты стереотипы, то ли объективные трудности, с которыми сталкиваются предпринимательницы. Мы нашли пять историй женщин, занимающихся таким бизнесом, и спросили, что они об этом думают. Кого-то из них партнеры-мужчины отправляли варить борщ, кому-то угрожали, что серьезные люди «не будут разговаривать с женщиной», а кто-то говорит, что «мужской бизнес» — это клише, и ничего не мешает женщинам руководить министерствами и заводами. Анна Качурец и Оксана Погодаева соосновательницы GroozGo Бизнес «Uber в грузоперевозках» Стартовые инвестиции 850 тыс. рублей. Выручка в 2017 году 10,5 млн рублей Когда основательница онлайн-сервиса грузоперевозок GroozGo Анна Качурец поднимала инвестиции на развитие своего продукта, ее пригласили в один «достаточно знаменитый» фонд провести презентацию. Двухчасовое выступление слушали двое молодых мужчин — они сидели напротив. Когда Качурец закончила, прозвучал вопрос: «Зачем тебе это вообще? Ты девочка, иди домой борщ вари». «Эти люди работали в прогрессивной венчурной индустрии. Что уж говорить про людей из логистических компаний: они 30 лет делали одно и то же, и тут к ним приходят девчонки и говорят, что они делали что-то неправильно», — сетует предпринимательница. Идея создать «Uber в грузоперевозках» пришла к Качурец осенью 2015 года, когда она помогала подруге с мероприятием в МГИМО и экстренно понадобилась компания для доставки еды. Такой услуги на рынке не было, и продукты пришлось возить самим. Тогда она начала искать «адекватного» партнера в новый сервис. Первыми идеей Анны заинтересовались «друзья друзей» — разработчики: сначала договорились создать платформу за сдельную оплату, но потом «решили вложиться в это дело». На переговорах о партнерстве возникли проблемы: «С той стороны были мужчины, которые не привыкли, чтобы женщина высказывала свою позицию и спорила. Быстро стало понятно, что мы не можем стать полноценными партнерами». Чтобы понять, как работают стартапы, Качурец ходила на бесплатные занятия во ФРИИ. Проектом всерьез заинтересовался один из наставников фонда — из большой французской логистической компании, — и вместе с ним Анна начала разработку продукта. Но однажды он позвонил предпринимательнице и сказал: «Ань, прости, я не могу подчиняться женщине». Зато он убедил ее посмотреть в сторону междугородних перевозок — рынок городской логистики был слишком мал. Она нашла партнера — специалиста по логистике Оксану Погодаеву — через профессиональное сообщество в Facebook, а к разработке платформы приступили друзья Погодаевой. В октябре 2016 года GroozGo решил проинвестировать бизнес-ангел Антон Старский из «Роснано»,— он вложил 2,5 млн рублей. Эти деньги позволили основательницам доработать платформу, бизнес-модель и найти сильного индустриального партнера — логистического оператора КПД, который в июне 2017 года приобрел контроль в компании за 120 млн рублей. . Это было нужно, чтобы у платформы появился вес на рынке. Крупные клиенты вроде Nestle не хотели доверять оператору свои фуры стоимостью 5 млн рублей — не понимали, как страхуется ответственность перевозчика. Выручка GroozGo стала расти: за два первых месяца 2018 года компания заработала примерно столько же, сколько за весь 2017 год (годовая выручка компании составила 10,5 млн рублей), утверждает Анна. GroozGo пока работает в убыток — Качурец планирует, что компания выйдет на самоокупаемость в ноябре 2018 года. Елена Малова основательница боксерского клуба «Октябрь» «Журналисты очень любят такие заезженные, простите, клише: женщина и боксерский клуб. Да какая разница? Женщины руководят и министерствами, и заводами — это, наверное, сложнее, чем боксерским клубом. Это обычный бизнес: какая разница, что внутри?» — говорит Елена Малова. Она открыла боксерский клуб «Октябрь» в июне 2010 года на модной тогда территории фабрики «Красный октябрь». С продвижением помогала дочь Маловой Евгения Куйда — тогда обозреватель «Афиши». На старте предпринимательница потратила 10 млн рублей, накопленные «в прошлой жизни», на ремонт и оборудование клуба. Предыдущие 5 лет она занималась проектированием, ремонтом домов и квартир, но спрос на эти услуги упал из-за кризиса 2008 года: «люди перестали строить». Спрос на спорт не так волатилен, уверена Малова: «в кризис обычно инвестируют в себя». Идею клуба она почерпнула за рубежом: сначала изучала информацию в интернете, а потом — во время путешествий. Выбор ниши Елена объясняет просто: за границей мода на небольшие узкоспециализированные спортивные клубы пошла давно, а в клубы «общего направления» люди уже не ходят — это не интересно. «Как вы замечаете уличную моду? Какие-то тренды есть в воздухе всегда, и они всего касаются: еды, одежды, спорта. Те, кто первые, наверное, лучше уши по ветру держат. Видимо, у меня получилось лучше держать уши, — говорит предпринимательница. — Людям хочется большей идентификации, в том числе через спортивные увлечения». Сама она занималась фитнесом, «йога и танцы — не мое», выбор пал на бокс — это показалось красивой идеей. Теперь время от времени предпринимательница и сама занимается боксом. На запуск бизнеса, от идеи до открытия клуба, у Маловой ушел примерно год: полгода на переговоры с «бюрократическим начальством» «Красного Октября» и еще 6 месяцев на ремонт. Результат не заставил себя ждать: уже в первый месяц клуб работал в ноль. Отбить стартовые вложения удалось через 3 года. Спустя 7 лет, летом 2017 года, клуб переехал с «Красного Октября» подальше от центра — в район Третьего кольца. На прошлом месте у Маловой не сложились отношения с арендодателями. «Тот факт, что я женщина, никак не влияет на то, что происходит в моем бизнесе», — говорит она. Деловое общение с другими игроками спортивного рынка — редкое событие; по словам Маловой, сплоченного сообщества в этом бизнесе нет: «Каждый за себя, все конкуренты». После восьми лет управления боксерским клубом этот бизнес уже не так интересен ей, как в начале, хотя она не перестает считать его своим «любимым детищем». Сейчас она изучает другие рынки и ищет, «что сделать нового». Бизнес Боксерский клуб по западным лекалам Стартовые инвестиции 10 млн рублей. Выручка в 2017 году 13 млн рублей Прибыль 3,25 млн рублей (по оценкам Inc.) Екатерина Макарова сооснователь каршеринга BelkaCar Стартовые инвестиции $250 тыс. Выручка в 2016 году 4,4 млн рублей (СПАРК) Убыток в 2016 году 19,2 млн рублей (СПАРК) BelkaCar начала работу в октябре 2016 года. Данные за 2017 год компания не разглашает. «Если мужчина сексист или с доминантным менталитетом, то он у нас просто не приживется, — рассказывала Inc. в феврале соосновательница сервиса каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова. — Он не сможет привыкнуть к тому, что женщины приказывают ему, что делать». С момента знакомства всех соосновательниц сервиса — Лорианы Сардар, Елены Мурадовой и Екатерины Макаровой — прошло больше 11 лет. Все трое получали MBA в московском филиале Калифорнийского государственного университета. Решение «сообразить бизнес на троих» созрело у подруг в 2013 году. Расположившись на московской кухне ночью, Макарова и Мурадова позвонили Сардар, и та рассказала им о плюсах и минусах каршеринга, набиравшего обороты в Милане, где жила. Подругам идея понравилась, и вместе они задумали перенести в столицу России западное ноу-хау. «Мы мало что понимали в каршеринге, потому решили привлечь специалиста», — рассказывает Макарова. Консультировать девушек взялся ветеран каршеринговой индустрии Джулиан Эспириту — стоимость его услуг составила $60 тыс., — он помогал составить бизнес-план и финансовую стратегию. Из нескольких моделей каршеринга девушки выбрали free-floating: машину можно брать и оставлять на любой городской уличной парковке. На поиск финансирования ушло больше двух лет — до этого девушки потратили на развитие проекта около $250 тыс.: пришлось занимать у друзей и знакомых и «обнулить кредитки». «Повезло, что у Лоры много родственников и они помогли собрать деньги, — говорит Макарова. — Никакой неловкости не было, мы были уверены, что у нас всё получится и деньги придут». Позднее BelkaCar привлекла бридж-финансирование от фонда BMT Private Equity Ltd Дмитрия Зимина, основателя «Вымпелкома». Компания начала оказывать услуги в октябре 2016 года, а в конце года стало известно, что каршеринг привлек 2,1 млн евро от европейского фонда Bryanston. По словам Макаровой, многие называют каршеринг «мужским бизнесом, не понимая, что мы работаем не с автомобилями, а с людьми». «Каршеринг — это сервисный бизнес, несмотря на авто- и IT-инфраструктуру. Это управление бизнес-процессами, коммуникация и взаимодействие с клиентами и партнерами», — объясняет она и отмечает, что американскую компанию ZipCar, которая создана в 2000 году и сейчас позиционирует себя как крупнейший каршеринг в мире, тоже основали женщины. Татьяна Боярчук основательница «Промтекс» Татьяна Боярчук решила открыть собственную компанию, когда бывший работодатель (в компании «Месстехник» она занималась продажами измерительного оборудования) заявил: «Никто никогда не будет с вами иметь дел. Никто не станет серьезно разговаривать с женщиной без технического образования». «Эти слова стали для меня как красная тряпка для быка». После ухода из «Месстехник» она за месяц прошла десяток собеседований и решила, что никогда больше не будет так искать работу. «Больше всего меня на собеседованиях удивлял вопрос, умею ли я работать в стрессовых ситуациях. Моему бизнесу 12 лет, у меня сейчас работают 20 человек, и я не понимаю, откуда на работе стрессовые ситуации. Человек должен работать, а не испытывать на себе давление, унижение и хамство», — считает она. В мае 2006 года Боярчук зарегистрировала ЗАО «Промтекс», партнером позвала экс-коллегу Сергея Новотного — тот надоумил ее заняться именно измерительным оборудованием. Первым делом Татьяна стала искать в интернете иностранных производителей, не имеющих российских представителей.. Офиса у нее не было, она работала из дома — писала и звонила всем сама, пытаясь изъясняться на плохом английском. За три месяца работы начинающей предпринимательнице не ответил ни один потенциальный заказчик — Боярчук была «на грани разочарования и паники». А затем ей удалось добиться встречи с представителями итальянского производителя Gefran — благодаря упорным ежедневным звонкам в компанию. Чтобы произвести на них впечатление, она через друзей нашла автомобиль, на котором встретила их из аэропорта, и офис для встречи (сотрудников компании попросила сделать вид, что она там важный человек). В результате итальянская компания стала первым производителем, с которым Татьяна заключила договор. С заказа оборудования Gefran «Промтекс» заработал первые 100 тыс. рублей в декабре — через полгода после старта. «Конечно, это не баснословные деньги и они ничего не покрывали, но я считала себя вундеркиндом бизнеса, у меня все сложилось в этой жизни», — вспоминает она. На деньги от первых клиентов Боярчук и Новотный сняли комнату для работы. Вместе с первыми деньгами появилась уверенность, что компания идет в правильном направлении, но следующий год выдался для «Промтекс» очень тяжелым: «мы еле сводили концы с концами». «У меня не было ни копейки, и бизнес я построила без денег», — заявляет предпринимательница, вспоминая при этом, что компьютер, принтер и телефон, необходимые для работы из дома, ей купил муж. Расширить штат, взять новых сотрудников — менеджеров с техническим образованием — и выйти на самоокупаемость удалось спустя два года. Тогда же Боярчук начала платить себе зарплату. «Проработав 12 лет, могу сказать, что в этом бизнесе женщин практически нет, — констатирует она. — С другой стороны, в этом бизнесе мужчины снисходительно смотрят на то, что девушки не во всем разбираются, — это даже плюс». А вот мужчины, которые категорически не хотели бы вести бизнес с Татьяной Боярчук, вопреки угрозам бывшего работодателя, ей не встречаются. Бизнес Поставка измерительного оборудования Стартовые инвестиции $5 тыс. Выручка в 2017 году 54 млн рублей Прибыль в 2017 году 656 тыс. рублей Марина Измайлова основательница инжиниринговой компании «Стандартпродмаш» Бизнес Технологические цепочки для пищевых производств под ключ Стартовые инвестиции Выручка в 2017 году 480 млн рублей «Мы что, у этой девочки что-то купим?! Это мы с вами разговаривали?» — удивлялись виду Марины Измайловой представители свердловской компании «Обуховские минеральные воды», приехавшие на деловую встречу с предпринимательницей после переговоров по телефону. «У людей был просто разрыв шаблона, — вспоминает Измайлова. — Они, наверное, думали, что разговаривали с какой-то сорокапятилетней матёрой женщиной». У основательницы казанской инжиниринговой компании «Стандартпродмаш» Марины Измайловой нет технического образования — знаниями для запуска бизнеса она овладела сама, посещая мастер-классы и заводы-изготовители всевозможного производственного оборудования. «С техникой мне везло с детства, — рассказывает она. — Отец — военный — возил меня с собой на показы тяжелой артиллерии». Открыть свое дело Измайлова решила, когда в 2004 году уволилась из компании «Итакон» — поставщика пищевого оборудования. Там Измайлова проработала полтора года: выросла из менеджера в коммерческого директора. Выше нее был только гендиректор, и, по словам Измайловой, он видел в ней своего конкурента, «потому что я полностью вела все проекты, и он иногда даже не успевал отследить, какие новые заказчики у нас появляются». Уйти и «не переживать» ей посоветовал будущий супруг. Измайлова не строила четких планов, чем займется после увольнения, но за помощью в подборе оборудования начали обращаться знакомые и по цепочке рекомендаций на нее вышли представители крупного завода «Новосибирскпродмаш». Они предложили Измайловой стать официальным дилером предприятия. По ее словам, бизнес с самого начала был прибыльным: «Что в России, что в Европе любой завод не сможет изготовить всю технологическую линию. Я полностью собирала ее из продукции разных предприятий. На тот момент это было ноу-хау». Со временем компания усовершенствовала свои услуги, добиваясь для каждого клиента максимальной рентабельности производства. каждого клиента было максимально рентабельным. В 2014 году предпринимательница решила отойти от операционного управления, но спустя 3 года стало понятно, что преемник не справляется с планом развития, составленным Измайловой, и она вернулась в компанию. Предпринимательница регулярно приходится присутствовать на совещаниях, где женщины — в абсолютном меньшинстве. По словам Марины, мужчины-партнеры относятся к ней с уважением, но «сначала смотрят с интересом», а «окунаются в профессиональную сферу, когда доходит до финансовых вопросов». «Пока не начнешь говорить, люди смотрят, как на куклу, — рассказывает она. — Уже потом, когда показываешь себя с профессиональной точки зрения, то все разрешается само собой. Я никогда не переживала на эту тему».

«Обычный бизнес»: предпринимательницы — о «мужских» профессиях и баттхёртах
© Inc.