Войти в почту

Святой насильник и "добрый царь" Джанибек. Как жилось при ордынском иге

240-летнее владычество на Руси Золотой Орды принято воспринимать как жестокое и беспросветное время. Тем не менее, любой исторический период несёт в себе множество деталей, не входящих в рамки однозначных толкований. Сегодня “Умный Журнал” расскажет, как жестокие сборщики дани причислялись к лику святых и как родственницы верховных ханов крестились под христианскими именами. Также вы узнаете, почему русский народ превозносил одного из ордынских правителей, кто произвёл первую перепись населения, и откуда взялось слово “дорога”. Откуда взялось слово "дорога" Одной из основ ордынского ига были деньги. Почти сразу после победных походов 1237-1240 годов монголы начали вводить на Руси собственную систему налогообложения. С 1245 года начали проводиться переписи русского населения. Первые такие попытки встречали сопротивление народа и князей. Недовольных возглавил великий князь Владимирский Андрей Ярославич. 23 июля 1252 года его войска были разбиты карательным отрядом военачальника Неврюя (Нюрына). Сам князь бежал в Швецию, а на его место был назначен старший брат - Александр Ярославич, более известный как Александр Невский. Александр Невский (в центре) на памятнике “Тысячелетие России” Первая крупномасштабная перепись была проведена в 1257 году. Монголы обязали к выплатам всё население, за исключением духовенства. Этот приём был традиционным ещё для Чингисхана - церкви завоёванных народов предоставляли серьёзные преференции, чтобы она не подбивала массы на восстание. Так на Руси впервые появилось всеобщее налогообложение. Налоги брали с каждого крестьянского двора. Десять дворов объединялись в десяток под контролем десятника, далее в сотни, тысячи и “тьмы” - десятки тысяч. Во главе тысячи и “тьмы” ставились монгольские чиновники, называемые баскаками. Также интересно другое их название - даруги. Помимо сбора налогов, они обеспечивали рабочее состояние транспортной сети - “ямской гоньбы”. Считается, что именно отсюда произошли ямщики, а даруги дали начало всем известному понятию - дороги. Сергей Иванов “Баскаки” Монголам обязано своим рождением и слово “таможня”. Оно произошло от понятия “тамга” - специального вида налога, который платили купцы и торговцы. Тамга также назывались клеймо рода и печать, отмечавшая отданные в дань товары. Примеры тамга на древних монетах Как насильник стал святым Одна из самых интересных историй, связанных с монгольскими сборщиками налогов, произошла в Великом Устюге. Она рассказывает о баскаке Буге, который насильно сделал своей наложницей русскую дочь крестьянина Марию, взяв в качестве дани у отца “насилием за ясак”. Девушка не впала в отчаяние и сумела расположить к себе ордынца. Сначала она спасла ему жизнь, сказав, что в городе назревает бунт и всех баскаков собираются убить. Затем убедила его спастись, приняв христианство. В итоге же своей любовью и примером сделала Бугу, принявшего имя Иван, ревностным последователем православия. Супружеская пара не только стала образцом добродетели, но и организовала в городе постройку храма Рождества Иоанна Предтечи. В итоге церковь причислила их к лику святых под именами праведных Иоанна и Марии Устюжских. Праведные Иоанн и Мария Устюжские на иконе Как русский князь ордынского хана обокрал Семейные союзы русских и монголов встречались в летописи время от времени - но, в-основном, они связаны не с любовью, а с политическим расчётом. Первым известным случаем в 1257 году является женитьба ростовского князя Глеба Васильковича Белозёрского на монгольской девушке, получившей при крещении имя Феодоры. А в 1317 году хан Золотой Орды Узбек выдал свою сестру Кончаку за главу московского рода Юрия Даниловича. Этот брак обозначил новый виток в упорном противостоянии Москвы с Тверью за лидерство в русских землях. Юрий Данилович Кончака приняла христианство и получила при крещении имя Агафья, но не смогла долго насладиться титулом княгини. В том же году, 22 декабря, она была захвачена отрядами тверского князя и уведена в плен, где вскоре скончалась. Юрий Данилович тут же пустил слух, что тверичи отравили его жену. Тверской князь Михаил Ярославич отрицал обвинения, но разгеневанный смертью сестры Узбек вызвал его в орду и казнил. Василий Верещагин “Михаил Ярославич Тверской у хана Узбека” К тому времени система баскаков была упразднена, и за сбор дани отвечали великие князья. В 1321 году новый тверской князь Дмитрий передал Юрию Даниловичу ордынскую дань со всего Тверского княжества - около 200 килограммов серебра. Но московский князь вместо отправки дани по назначению отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил в оборот под проценты. Такое наглое воровство запустило новый виток вражды. Хан Узбек тянул с наказанием породнившегося с ним московского князя, и всё закончилось тем, что в 1325 году разъярённый тверской князь зарубил Юрия Даниловича прямо в ставке хана Узбека. Повелитель Орды впал в страшный гнев, казнил убийцу, и ещё несколько лет Русь сотрясали междоусобицы, подкреплённые деятельным участием монгольских отрядов. Завершились они назначением в 1331 году на великое княжение младшего брата Юрия Даниловича - Ивана. Московский правитель окончательно уничтожил амбиции Твери и в дальнейшем собирал в свои руки власть над остальными княжествами, закладывая основы единого русского государства. За свою хитрую и расчётливую политику он получил от народа прозвище Калита - это слово обозначало поясной кошелёк. Образ Ивана Калиты на памятном камне в подмосковном селе Протасово Как хан Джанибек стал “добрым царём” Взошедший на ордынский престол вслед за Узбеком хан Джанибек заслужил в летописях довольно необычное прозвище - “добрый царь”. Изображение Джанибека в древнем атласе Джанибек возглавлял Золотую Орду с 1342 по 1357 годы. За этот период границы государства достигли своих рекордных размеров, включая Западную Сибирь, Среднее Поволжье, Казахстан, Кубань, Крым и Азербайджан. Несмотря на завоевательные походы, по отношению к Руси ордынский правитель вёл себя относительно миролюбиво - его войска совершали набег всего один раз, в 1347 году. Это особенно контрастировало с тяжёлым и беспокойным периодом правления хана Узбека. “Доброму царю” прощали и произвольные перестановки князей, и даже беспрецедентное для монголов обложение налогами представителей церкви. Не исключено, что на Руси правителя Орды уже начинали воспринимать как самого настоящего царя, которому должно подчиняться и духовенство, и князья. Сложно сказать, к чему могло привести развитие этой ситуации, но в 1357 году Джанибек умер, и Золотая Орда погрузилась в пучину междоусобиц, в итоге уничтоживших всё наследие великой империи Чингисхана.

Святой насильник и "добрый царь" Джанибек. Как жилось при ордынском иге
© Anews