Ещё

Несбывшаяся мечта: в Архангельске перепишут генплан-сказку 

Фото: 29.ru
В Архангельске разработают и утвердят новый генеральный план города на 2020–2040 годы. Основной градостроительный документ, принятый в 2009 году в бытность мэром Виктора Павленко, уходит в прошлое. На нём поставлен крест. Что удалось реализовать из предложенного «старым» генпланом, а что нет — анализирует корреспондент 29.ru.
Сегодня отыскать полную версию генплана, утверждённого в 2009 году, со всеми технико-экономическими показателями практически невозможно. На сайте администрации города сохранился только основной чертёж да схема транспортной инфраструктуры. В правовых базах хранится лишь текст решения городского Совета без пояснительной записки.
«Старый» генплан Архангельска был утвержден на период до 2025 года. Его разрабатывали специалисты из «НижегородгражданНИИпроекта» (г. Нижний Новгород), специализирующегося на подобного рода документах. За свою работу, к слову, из бюджета города НИИ получил почти десять миллионов рублей.
Первой о необходимости разработки документа заговорила прокуратура. Ещё в начале 2006 года областное «око государево» обратилось в суд с требованием признать незаконным бездействие мэрии в части разработки генплана. Суд прокуратура проиграла, но импульс дала — подготовка стратегического документа пошла полным ходом.
Троллейбус, трамвай? Пазик!
Одной из частей генерального плана Архангельска является схема транспортной инфраструктуры. Глядя на этот документ, диву даёшься: в какой реальности разработчики рисовали данный проект.
К 2015 году в Архангельске должно было возродиться трамвайное и троллейбусное движение. Причём трамваи должны были пойти не по привычному нам Троицкому проспекту, а по проспекту Ломоносова. Сетью троллейбусных маршрутов планировалось охватить весь город — с южной части до северной. Для этого, правда, пришлось бы достроить-таки Московский проспект до Дачной улицы.
Фактически о реализации транспортной схемы, прописанной в генплане, в прошедшие годы никто не думал. Более того, даже речей о возрождении трамвайного и троллейбусного движения в городе не велось. А продлить тот же Московский проспект планируется лишь в ближайшие два-три года, да и то всего на 550 метров — до улицы Энтузиастов.
Ещё более фантастически выглядит строительство одиннадцати (!) разноуровневых развязок по всему городу. Сегодня городские власти ведут речь лишь о начале проектирования двух развязок в центре города, да и то не в тех местах, где они планировались девять лет назад. Нереализованные развязки можно забыть.
Отдельной «песней» можно назвать строительство сразу двух новых мостов в городе. Первый — совмещенный автомобильно-железнодорожный через Северную Двину в районе острова Турдеев с выходом на дублёра Окружного шоссе, второй — через Кузнечиху в районе острова Шилов с выходом на порт Экономия. Данный проект не то что не реализован, о нём в последние десять лет даже не вспоминали.
На этом фоне совсем уж детским баловством выглядит нереализованное строительство целых двух канатных дорог для доставки жителей островов с «материковой» части Архангельска на Кегостров и Хабарку. Сегодня об этих канатных дорогах вспоминают лишь фанатики островных территорий да политики, желающие заработать дешёвых баллов перед выборами.
Ещё из нереализованного в генплане — строительство гоночной трассы в районе Талажского авиагородка и центра развития большого водного спорта в районе острова Шилов. Впрочем, эти проекты списывать со счётов пока не стоит, ибо их реализация отнесена генпланом на 2025 год. Вдруг сделают.
Итог реализации схемы транспортной инфраструктуры генерального плана можно оценить в 0% или чуть-чуть выше. Основные задачи не выполнены.
Движение на Восток
Ещё одним изначально спорным моментом генерального плана Архангельска 2009 года было развитие города «на Восток». Нижегородские проектировщики увидели, что город «растянут» вдоль берега Северной Двины почти на сорок километров. Содержать коммунальную и дорожную инфраструктуру в таком «длинном» населённом пункте при числе жителей 350 тысяч человек — слишком дорогое удовольствие.
Решение проблемы было найдено довольно быстро: городу было прописано «толстеть» в центральной части. Планировалось создание так называемого Завокзального района (район за железнодорожным вокзалом, до и после Окружного шоссе). Однако это предложение уже десять лет назад вызывало вопросы у застройщиков.
— Генеральный план оторван от рынка и экономически не обоснован, — говорил осенью 2008 года депутат городской Думы Александр Фролов. — Например, разработчики говорят о строительстве завокзального района, но никому непонятно, кто этим будет заниматься. Будет ли строительство проводиться за государственный счёт или это будут деньги инвесторов. В документе масса ни чем не обоснованных планов. Ещё один пример: планируется увеличение жилищного строительства до 110–115 тысяч квадратных метров в год. Но это тоже должен решать рынок, если не будет покупательной способности населения или государственной поддержки, то жильё будет просто-напросто не продать.
В итоге депутат оказался прав — сегодня о развитии Завокзального района не вспоминает никто. Похоже, этот проект был изначально мертворожденным.
Одно из немногих предложений генплана, которое хоть немного, но сбылось, это создание Северного (Арктического) федерального университета. Сегодня такой университет создан, однако в генплане было прописано не просто создание университета, а строительство многофункционального университетского комплекса за Окружным шоссе. Об этом сегодня речи не идёт вообще. А сам университет планирует развивать свою базу более компактно — в районе главных корпусов учебного заведения за счёт развития территорий с ветхим и аварийным жильём.
Больше всего хорошего генеральный план сулил жителям Краснофлотского острова. Здесь планировалось создать Мекку культуры и спорта: гребной канал, стадион, аквапарк, культурно-развлекательный центр в зелёной зоне и т.п. Сделано из этих предложение ровным счётом ничего.
Возможно, несбывшиеся мечты Краснофлотского связаны с плохой транспортной доступностью острова, либо проектировщики выбрали неверный вектор развития территории. Единственное, что сейчас делается на острове, имеющее хотя бы отдалённое отношение к Генплану, — это организация военно-патриотического лагеря для детей да началось строительство стрелкового комплекса. И про летние музыкальные фестивали забывать не стоит. Однако, центром развлечений Краснофлотский не стал.
В Соломбале на месте завода «Красная кузница» в генплане прописано создание областного культурного центра на 1800 мест, гостиничного комплекса, учреждений культуры и искусства. «Изюминкой», по всей видимости, должен был стать бизнес-центр «Двина-Сити», построенный на «стрелке» Северной Двины и Кузнечихи.
Как вы понимаете, эти планы исполнены на 0%. Более того, сегодня территория «Красной кузницы» рассматривается как место дальнейшего развития именно судостроения и судоремонта в Архангельске и области. Причём такие задачи поставлены на федеральном уровне.
На расчетный срок генплана предлагалось также строительство нового железнодорожного обхода города с восточной стороны для обслуживания перевозок на новый морской порт. Но и это не сбылось.
Генплан. Перезагрузка
В общем, анализ существующего генерального плана Архангельска показывает, что он никаким образом не соотносится с реальностью. Исполнение считавшихся десять лет назад перспективными проектов нулевая. И с одной стороны, может показаться, что генплан стал пустым и никому не нужным документом, за который к тому же были заплачены большие деньги.
Однако у «старого» генплана есть как минимум один неоспоримый плюс. Благодаря этому «сказочному» документу в городе в последующем были разработаны правила земплепользования и застройки, планировки территорий и прочая градостроительная документация. Это позволило городу участвовать в федеральных программах и привлекать средства на реализацию более земных, а не сказочных проектов.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео