Ещё

Дежавю по-красноярски. КНП снова собирается закрыть нефтебазу 

Дежавю по-красноярски. КНП снова собирается закрыть нефтебазу
Фото: РИА "ФедералПресс"
По словам гендиректора Андрея Чернова, нефтебазу могут закрыть уже в текущем году. Сейчас рассматривается вопрос о выводе нефтехранилища из эксплуатации. Конкретного проекта, как это будет реализовано, Чернов на сессии не представил. Однако пообещал, что предложения «подготовят в этом году и вынесут на обсуждение совета директоров и других заинтересованных лиц».
Вопрос 30-летней давности
Нефтебаза, расположенная на набережной Енисея близ Октябрьского моста, была построена в 1929 году. Тогда она находилась за пределами города. развивался и в 80-х годах прошлого века нефтехранилище окружили жилые массивы. Именно в то время начались первые разговоры о необходимости освободить территорию, поскольку соседство с нефтяным объектом несло потенциальную угрозу жителям микрорайонов.
Первые документы, свидетельствующие о решимости властей перенести нефтебазу, датированы 1983 годом. Именно тогда краевой совет народных депутатов предписал Красноярскому управлению Госкомнефтепродукта выделить альтернативную площадку для строительства нефтебазы на землях совхоза «Солонцы». Стоимость строительства в ценах 1983 года оценивалась в 22 млн рублей. Затем рассматривался проект дислокации нефтехранилища на землях Советского района, еще позднее — недалеко от железнодорожной станции Коркино в Емельяновском районе. В качестве основной причины в документах советского времени значилось: «…в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов в районе г. Красноярска». Планировалось, что проект будет реализован к началу XIII пятилетки. Но процесс согласований затянулся, а 90-е годы экологические проблемы потеряли актуальность для властей.
После долгого перерыва тему реанимировали в середине нулевых. Именно тогда реновация и рекультивация промзон Красноярска вошла в управленческую риторику тогдашних руководителей — мэра и губернатора . Впрочем, экологический аспект интересовал их в меньшей степени. С 2005 года в Красноярске началось бурное жилищное строительство, под которое потребовались «хорошие» земли, обеспеченные готовой инфраструктурой. К слову, с тех пор дефицит земель для строительства в Красноярске лишь усугубился, и стоимость «кадастра» под нефтебазой возросла в разы.
Хватит одной спички
На сессии ЗС  объяснил активизацию работы по выводу из эксплуатации нефтехранилища заботой об экологии — сегодня этот аргумент используется в Красноярске в любой ситуации.
«Главная причина — это угроза экологии и безопасности горожан. Нефтебаза находится рядом с жилыми массивами и в случае ЧП могут пострадать люди», — заявил Чернов.
Примечательно, на сайте предприятия опубликован целый раздел, посвященный экологической безопасности нефтебазы.
«Для защиты акватории реки Енисей на Красноярской нефтебазе, согласно разработанной институтом «ТомскНИПИнефть» декларации безопасности, проведена беспрецедентная работа — смонтирована специальная дренажная система, которая отсекает ее территорию от причальной стенки. Поскольку нефтебаза находится выше причальной стенки, грунтовые воды попадают в дренажную систему и собираются в специальные колодцы, которые вырыты и забетонированы на большой глубине. Также вдоль всей причальной стенки выставлены боновые заграждения и организовано капельное орошение поверхности воды жидким сорбентом, который расщепляет нефтепродукты при возможном попадании их в воду», — это лишь небольшой отрывок из подробного описания экологических мероприятия, проведенных предприятием для нивелирования экологических рисков.
Не только топ-менеджер КНП, но и депутат Заксобрания , придерживается иной точки зрения на оценку экологической безопасности нефтехранилища. На профильном комитете, где в преддверии сессии отчитывался Чернов, вице-спикер особо акцентировал внимание на вопросах рекультивации участка под последующую застройку.
«Необходима тщательная рекультивация из-за последствий долгой эксплуатации территории экологически опасным предприятием. Нельзя допустить сценарий, когда предприятие покидает пространство, а там остаются накопившиеся пары. Одной спички хватит, чтобы устроить экологическую катастрофу», — высказал обеспокоенность депутат.
Нарисованное будущее
Нефтебаза занимает участок земли площадью около 20 га на берегу Енисея. После вывода объекта из эксплуатации его должны выставить на торги. В настоящее время стоимость участка не определена. Есть предварительные оценки в диапазоне от 1 до 5 млрд рублей. Гендиректор Чернов считает, что предельная цена завышена: «Я не готов комментировать оценку в 5 млрд рублей, она далека от реальности. Мы постараемся продать площадку с максимальной выгодой для предприятия».
Надо полагать, что на стоимости отразится степень рекультивации экологически опасной земли. Инвестору, если он приобретет участок сразу, после того, как оттуда уберут нефтеналивные резервуары, придется серьезно потратиться на мероприятия по «очистке».
Между тем, на территории промзоны планируют строить жилые микрорайоны. Работа над проектом массива «Сибирский» началась еще в 2014 году. По задумке авторов он должен кардинально изменить облик правобережья на участке от 20-й больницы до ТЦ «Красноярье». В 2017 году архитекторы представили проект жилого района с населением 12 тыс. человек на фестивале «Зодчество Восточной Сибири». Набережную проектировщики превратили в сквер, на месте нефтебазы разместили офисный центр и спортзал с крытым бассейном. Что построит на месте нефтехранилища будущий девелопер, неизвестно. Пока не понятно, собственно, и наличие желающих купить участок. Однако депутат ЗС  озвучил конкретные параметры реализации проекта:
«Это берег Енисея. И как у микрорайона «Южный берег» (элитный жилой район на правом берегу — прим. Ред.) у него есть спрос. Но нефтебаза стоит там давно, поэтому надо проводить работы по рекультивации земель, чтобы это было экологически правильно. И к 2019 или 2020 году сделать ее уже заселенной».
В поисках инвестиций
Теперь о стоимости переноса нефтебазы. Если в советские времена мероприятие оценивалось в 22 млн рублей, то теперь названа сумма в 4,5 млрд рублей. Внимание, вопрос: откуда возьмутся эти деньги? Собственно, реализация переноса нефтехранилища, давно переставшего быть ликвидным для предприятия, тормозилась лишь из-за отсутствия средств. Если кратко, то дела у КНП в последние годы шли все хуже и хуже. Отчитываясь перед депутатами, Андрей Чернов добрую треть доклада посвятил многочисленным проблемам, доставшимся ему в наследство от предыдущего менеджмента. Непрозрачные способы закупок, снижение рентабельности продаж, утрата позиций в сегменте мелкооптовых поставок, рост штатной численности, увеличение кредиторской задолженности перед банками и проблемы с взысканием дебиторской задолженности. Все это стало причиной многомиллионных потерь и снижения основных финансово-экономических показателей (ФЭП) предприятия.
В настоящее время проведен комплекс антикризисных мер. Например, закупка нефтепродуктов ведется исключительно на бирже. Эффект от этой меры Андрей Чернов оценил более чем в 300 млн рублей. На 10% снижена штатная численность и ликвидирован центральный филиал. В течение 2017 года предприятие взыскало более 550 млн рублей старых долгов. На 30% увеличился объем поставок нефтепродуктов на север края. На столько же выросла выручка от продажи в магазинах при АЗС сопутствующих товаров. КНП стал инвестировать в развитие — более 200 млн рублей составили вложения в проект запуска новых АЗС и обновление парка бензовозов. В результате всех реализованных мер чистая прибыль предприятия за 2017 год составила 90 млн рублей. В планах развитие розничной сети АЗС, увеличение магазинов на станциях до 50. Запланированная прибыль по итогам 2018 года — 220 млн рублей.
Тем не менее предприятию будет сложно найти 4,5 млрд рублей на перенос нефтехранилища. Возможно, КНП рассчитывает на помощь из краевого бюджета. Но и там сегодня не густо. Госдолг составляет порядка 100 млрд рублей — это исторический максимум задолженности региона.
В начале 2017 года экс-губернатор предлагал продать предприятие, избавив бюджет региона от проблемного актива. Однако депутатский корпус занял резко противоположную позицию. Одним из активных противников продажи был спикер ЗС . Став врио губернатора, Усс поддерживает курс на оздоровление предприятия. На недавнем экономическом форуме в  им были проведены переговоры с , президентом о прямых поставках топлива для краевого предприятия:
«Речь идет о поддержке ряда заправочных станций, о прямых поставках топлива через сеть КНП. Для нас его сохранение — важная задача. Наряду с коммерческими компаниями, КНП выполняет ряд важных социальных функций, в частности обеспечивает топливом отдаленные и труднодоступные территории региона, где работа ведется на грани рентабельности», — отметил глава региона.
В то же время, некоторые депутаты усомнились в социальной направленности КНП. Так, Павел Семивзоров и Николай Креминский отметили, что цены на заправках КНП выше, чем у ряда других компаний. Их коллеги и Валерия Исаева обеспокоены ценами на топливо для сельхозпроизводителей — сезонный рост ГСМ напрямую отражается на стоимости продукции сельчан и бьет по карману жителей региона.
Руководитель КНП довольно уклончиво ответил на претензии депутатов. Чернов сказал, что «цены на АЗС являются экономически обоснованными», а по поводу топлива для сельчан «прорабатываются механизмы, как решить эту проблему в будущем». В будущем пока остается и вопрос о миллиардах не перенос нефтехранилища. Учитывая темпы роста предприятия и сроки реализации проекта, скорее всего их таки найдут в дефицитном бюджете, либо власти озаботятся поиском инвестора, способного не только построить жилые дома на прибрежном участке, но и перенести нефтебазу.
Жильцы дома избавляются от соседства с больными детьми
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео