На Каспии рыбаки возобновили ловлю кильки
Власти области призвали к возрождению килечного промысла, чтобы не потерять место, которое не прочь занять другие регионы. Хотя признали, что сложности есть - без специализированного флота в море не выйдешь. Однако рыбакам в помощь - кооперация и связь с наукой, которая разрабатывает новые орудия морского лова. - На пике развития килечного рыболовства (30 - 40 лет назад) на промысел выходили около 100 судов: 65 среднетоннажных и 35 малотоннажных, - рассказал заместитель директора КаспНИРХа Сергей Шипулин. - Суточный улов у них был соответственно 18,4 и 8,3 тонны. А объем годового вылова варьировался в среднем от 221 до 320 тысяч тонн. Однако флот было решено укрупнить, с промысла вывели малотоннажные суда, как добывающие, так и транспортные. В результате в море стали выходить всего 40 судов. Причем промысел базировался на запасах анчоусовидной кильки, составлявшей в улове около 90 процентов. На долю большеглазой кильки приходилось девять процентов, а на долю обыкновенной лишь один процент. Но удержать эти показатели не удалось, и вовсе не по вине промысловиков. Высокая сейсмическая активность и нарушенный экологический баланс привели к тому, что запасы анчоусовидной и большеглазой кильки были основательно подорваны. Объем годового вылова Россией в 2011 - 2017 году в сравнении с 1999 годом (150 тысяч тонн) сократился в 100 - 170 раз. Изменился видовой состав улова. Добыть удавалось в основном только обыкновенную кильку, которая имеет слабую реакцию на свет. А именно этот способ лова - на свет - применяли астраханские рыбаки. Промысел стал нерентабельным, килечный флот фактически исчез. Однако природа имеет большой потенциал к восстановлению. Обыкновенная килька в силу своих биологических особенностей и при отсутствии промысла значительно увеличила численность и биомассу. Сейчас, по данным исследовательских уловов, основная доля запаса, 79,6 процента, приходится как раз на обыкновенную кильку. Однако вылов ее невелик, он составляет чуть больше двух процентов от рекомендуемого объема. По мнению ученых, чтобы наладить вылов, надо, прежде всего, найти места концентрации рыбы, определить, какие орудия лова использовать, оценить возможный объем добычи. Кроме того, надо понять, насколько эта килька будет пригодна для консервов и пресервов. Сегодня морской промысел осуществляется на 4 - 5 судах в открытом пространстве Южного Каспия. Результат, можно сказать, мизерный, общий годовой улов колеблется в пределах до тысячи тонн. Причина в том, что не подходит сам способ лова - на свет, который ориентирован на добычу анчоусовидной кильки, а не обыкновенной. Да и лов идет в местах слабой концентрации рыбы. Между тем ученые утверждают, что запас обыкновенной кильки стабилен, а ловить ее можно разноглубинными тралами и другими способами. Это потребует нового подхода к организации промысла, судов, приспособленных к иному способу добычи. - Вопросы восстановления масштабного промысла каспийской кильки, конечно, касаются не только Астрахани, но и всех прикаспийских субъектов РФ, - отметил Сергей Шипулин. - Нет препятствий и для рыбопромышленников из других регионов нашей страны. Между тем, как рассказала представитель особой экономической зоны "Лотос" Татьяна Каримова, строительство дноуглубительных и рыболовецких судов представляет определенный интерес, но пока договоров нет. Не заявлял о конкретных планах создания рыболовецкого флота и астраханский судостроительный завод. Комментарий Андрей Маркин, президент ассоциации рыбопромышленников "Каспрыба": - Никто не будет заниматься килькой, пока не увидит, что ее популяция действительно восстановлена. Как только рыбаки убедятся, что можно заработать, отбоя от желающих не будет. Флот - это, конечно, проблема. В свое время мы свои суда безжалостно порезали или продали в другие акватории. А вот иранцы, например, когда исчезла килька, просто вытащили их на берег, и сейчас такой проблемы у них нет. Но если в перспективе будет хороший заработок, то промысловики возьмут кредиты, найдут инвесторов и возродят флот. Со специалистами проще. Раньше мы выходили на полторы тысячи километров в море и ловили на свет, а теперь надо брать рыбу тралами у берега. Рыбаков можно пригласить из других акваторий. Да и свои найдутся, у нас ведь во всех прибрежных селах этим занимаются. Я считаю, что надо брать промысловое судно и смотреть, есть ли рыба в достаточном количестве. Тогда и будет понятно, имеет ли смысл выходить на промысел.