Илья Легостаев: Наш вояж
«Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича!» Это из одного перестроечного монолога Михаила Жванецкого. Монолог очень смешной, но вот за Сенкевича обидно, потому что он смог показать мир таким, каким его вряд ли увидит даже самый увлеченный путешественник. Юрий Сенкевич стал лицом «Клуба кинопутешественников» в 1973 году, после смерти основателя программы Владимира Шнейдерова. Несмотря на всю специфику тех времен, Сенкевич сумел сделать из «Клуба» весьма космополитичный продукт. В оформлении программы в свое время была музыка Майкла Олдфилда, The Alan Parsons Project и даже хард-рокеров Van Halen. Настоящий рок-н-ролл творился и в кадре. Жак-Ив Кусто и Тур Хейердал, Эверест и папирусные лодки, остров Пасхи и китайская кухня. Возможно, это окошко в мир многие воспринимали как насмешку, однако все признавали, что вид из него был невероятно увлекательным. Со временем проектов о путешествиях становилось все больше, однако в данном случае количество удивительным образом не убило качество. Дмитрий Крылов, возможно, сам того не желая, придумал сложноповторимую манеру рассказа о дальних странах. Началось все в 1991 году, когда с началом путча телеведущий решил спешно покинуть родину, но в итоге вернулся с фильмом, который сам снял на одну камеру в Лондоне. Так появились «Непутевые заметки», программа мало на что похожая и буквально пропитанная шармом ее автора. Когда телеведущий общается с публикой с таким спокойствием, ему можно простить деже самое предвзятое мнение. Новое поколение телепутешественников выросло на лучших программах каналов Travel и Discovery. В свое время там тоже случилась своего рода революция. Ведущие словно с цепи сорвались и начали исследовать совершенно нетуристические места, беседовать с подозрительными типами в подозрительных кварталах, лазать по деревьям в поисках дикого винограда и проситься на ночлег к мирным гражданам. Героем таких программ стал не ученый-исследователь, а непричесанный тип с рюкзаком. И нужно признать, что подобные типы могут быть весьма харизматичными. Посмотрите на ведущих «Орла и решки» и «Мира наизнанку». Возможно, их монологам часто недостает редактуры, но об этом можно забыть, когда в кадре движуха, от которой глаз не оторвать. Они не боятся ни испачкать ноги, ни выглядеть глуповато и с невероятным рвением толкают дрезины, танцуют танго и пробуют всякую гадость. Кому-то это покажется работой мечты, но каждый, кто хотя бы один раз погружался в телеэкспедицию, скажет, что при съемочном графике все красоты, как правило, «видит» камера на коптере, а потом телезритель. И когда в кадре у ведущего на лице восторг и умиротворение, то это, скорее всего, обман. И в него верят, если обманывать от всей души.