Войти в почту

Карлос Гон. Гений возрождения

Однажды Forbes признал Карлоса Гона «самым трудолюбивым человеком в мире». В самом деле, он – чемпион по совмещению высоких должностей. Скажем, в 2013 году Гон одновременно был президентом и гендиректором Renault, президентом и старшим исполнительным директором Nissan, председателем совета директоров АвтоВАЗа. Добавьте к этому еще пяток должностей в непубличных компаниях! Вы скажете, что это трудоголизм? А может быть, просто здоровая жадность? Ведь за каждую из «нагрузок» Гон получал отдельный оклад и бонусы, бонусы, бонусы… Этапы пути Воистину, лучшие управленцы получаются из инженеров. В этом смысле талантливый Карлос Гон был просто обречен на успех, ведь сначала он с блеском защитился в «Эколь Политекник», а затем получил диплом и в «Эколь дей Мин», или, по-нашему говоря, Горном институте. К тому времени он уже владел португальским (родился в Бразилии), арабским (учился в ливанской школе), французским (дом-семья), английским (куда же без него). Гон нашел себе место в Michelin и отдал шинной компании 18 лет, в 1989 году получив кресло президента североамериканского подразделения. Между тем Карлос Гон встал в один ряд с самыми выдающимися автомобильными топ-менеджерами (Ли Якокка, Боб Лутц, Эдзел Форд) отнюдь не благодаря производственным подвигам в «Мишлене». Хотя достижения были весомыми – чего стоит один только вывод из кризиса компании Uniroyal-Goodrich, купленной французскими шинниками в конце 80-х. Успехи Карлоса в Michelin привлекли к нему внимание воротил автомобильного бизнеса – в 1996 году он получил приглашение в Renault на должность исполнительного вице-президента и первое задание – спасти южноамериканский бизнес фирмы. Гон рьяно взялся за дело, оправдывая свое «шинное» прозвище «Cost cutter» (в другом варианте – «Cost killer»), что можно перевести на современный язык как «оптимизатор». Гон резал расходы, должности, оклады, и карал, невзирая на чины и звания. Вкупе со стратегическими решениями по развитию бизнеса это дало свои плоды: дела Renault на далеком континенте пошли в гору, а недоброжелателям (коих при таком подходе не миновать) пришлось прикусить языки. Чтобы остаться, Карлос гон согласился уменьшить свою зарплату в Renault на треть! А слава уже стучалась в двери! Приближался 1999 год, который Гон встретил в ранге вице-президента Renault, а японская Nissan – в предбанкротном состоянии – с долгом в 1,4 трлн иен (около $12,5 млрд) и годовым убытком в 750 млн иен (около $6,6 млрд). 27 марта 1999 года Renault и Nissan в лице Луи Швейцера и Йошизаку Ханавы ударили по рукам: за 36,8% акций Nissan Motor и 22,5% акций Nissan Diesel компания «Рено» заплатила 605 млрд иен ($5,1 млрд). В июне того же года в придачу к своим «французским» обязанностям Гон получил позицию исполнительного директора Nissan, и работа закипела. И целого «Ниссана» мало Уже к октябрю 1999 года Карлос Гон представил новый «План возрождения Nissan». Почему «новый»? А потому, что прежде такие планы (правда, не с такими драматичными названиями) появлялись с завидной регулярностью. Скажем, в 1986-м японцы изобрели «Новую корпоративную философию и корпоративные принципы Nissan», однако тогда вливания в новые предприятия, подразделения и модели лишь усугубили ситуацию. Без варяга «ниссановцам» было не обойтись. В самом деле, «свой» ни за что не решился бы сломать фирменную армейскую систему продвижения по служебной лестнице, когда очередную должность работник получал по большей части в связи с выслугой лет, а не за реальные заслуги. А Гон – сломал. Вместе с ней под нож пошло аж пять заводов – три сборочных и два агрегатных – и 21 000 сотрудников, то есть почти каждый седьмой на тот момент. Гон привел с собой большую группу европейских и евероамериканских управленцев, которые заняли места уволенных японцев, а оставшиеся «аборигены» экстренно засели за английский, который с тех пор стал официальным корпоративным языком Nissan. Попутно Гон сделал все, чтобы распространить влияние Nissan на поставщиков (иных удалось подчинить полностью), с которыми фирму связывали долговременные контракты. Однако амбиции заставили Гона пойти на беспрецедентный шаг. Он совершенно официально объявил, что если в установленные сроки Nissan не достигнет поставленных финансовых показателей, он и его команда уйдут в отставку. Так, уже по итогам 2000 финансового года Nissan должен был вернуться к прибыльности, а по итогам 2002 финансового года снизить долг вдвое. За три года компания обязывалась представить 22 новые модели и модификации. Расходы на закупку комплектующих, составлявшие около 60% всех затрат, сократить на 20%, и так далее и так далее. Как сегодня мы знаем, уже в 2000 году Nissan стал прибыльным. Само собой, сказались и сокращение расходов, и инвестиции, однако последующие годы полностью подтвердили правоту «ливанского француза». Увольняться не пришлось – наоборот, в июне 2001-го Гона подняли до президента Nissan. Пенсия на горизонте В 1999 году Renault выпустила 2,347 млн автомобилей, из них 1,976 млн – легковые, Nissan – 2,455 млн (легковых – 1,911). К 2016-му картина поменялась кардинально: Nissan в совокупности выпустил 5,556 млн машин, Renault – лишь 3,373. Со времен образования альянса «Рено-Ниссан» каждая из компаний лишь однажды опускалась в «красную» зону по прибыльности, да и то ненадолго. Дело было в 2008-2009 годах, когда лихорадило не только мировую автоиндустрию, а вообще всю мировую экономику. Между тем в 2010-м щупальца Гона дотянулись и до Daimler. В рамках «исторического сотрудничества» немецкий концерн получил 3,1% акций франко-японского альянса и такой же процент передал в Renault-Nissan (по 1,55% каждой из сторон). В 2012 году Карлос Гон наложил лапу на АвтоВАЗ, а в 2016-м настала очередь Mitsubishi. Справедливости ради, нужно уточнить, что в этой истории «великий и ужасный» Гон уже играл не первую скрипку. Дело в том, что по мере возрождения Nissan в японской фирме крепли сепаратистские настроения. Японцы постоянно лоббируют увеличение своей доли голосующих акций с тем, чтобы иметь возможность проводить более независимую политику и в конце концов отделиться. Эксперты склоняются, что историю с покупкой Mitsubishi провернули именно «сепаратисты» и провернули, надо признать, виртуозно. Напомним, как было дело. Mitsubishi по заказу Nissan выпускала для японского рынка две маленькие машинки – Dayz и Dayz Roox (перелицованные Mitsubishi ek Wagon и Mitsubishi ek Space). Поскольку товар был контрактный, в «Ниссане» не проводили свои замеры эксплуатационных характеристик, записывая в паспорт цифры коллег из «Мицубиси». С чего вдруг технари Nissan заподозрили неладное, не ясно, однако, такие исследования были проведены весной 2016 года и обнаружились сильные расхождения в данных. В результате проведенного расследования выяснилось, что инженеры Mitsu не только намеренно искажали процедуру замеров, но в некоторых случаях шли на прямой подлог. Вместо того чтобы замять дело, менеджеры Mitsubishi «разоружились перед партией», акции компании тут же упали на треть, а общее падение курса акций к осени составило почти 50%. По законам жанра кто-то должен был купить стремительно обесценивавшиеся бумаги – Nissan и купил. 34% за $2,3 млрд. Дело было в октябре 2016 года – Карлос Гон дал агентству «Блумберг» пространное интервью, в котором поддержал коллег из Mitsubishi в их исканиях, выразил уверенность, что, несмотря на негативный фон, новый член альянса сумеет преодолеть трудности и вообще «добиться успеха можно, только объединив усилия». Случайно или нет, но только с этого времени позиции Гона начали слабеть: 1 апреля 2017 года он уступил место президента Nissan японцу Хирото Саикаве. В качестве компенсации Гону дали формально более высокое кресло председателя совета директоров Nissan (и аналогичный пост в Mitsubishi), обладатель которого на деле практически не имеет полномочий по оперативному управлению компанией. Карлос Гон все же сумел получить дивиденды из покупки Mitsubishi, став на закате своей карьеры главой самого крупного автомобильного альянса. Увлекшись соревнованием с Toyota (по плану «Стратегия-2018» Volkswagen должен был стать первым автопроизводителем мира), немцы пропустили вперед альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, который продал в 2017 году 10,61 млн автомобилей. Действующий контракт Карлоса Гона в должности президента и генерального директора Renault истекает летом 2018 года, после чего его ждут еще четыре года плодотворной работы...

Карлос Гон. Гений возрождения
© Автомобили