«Золотая» молодежь развлекается — курганцы не знают, куда бежать
Очень часто детушки «сильных мира сего» вместо того, чтобы быть примером для подражания своим нравственным и порядочным поведением для остальной курганской молодежи, наоборот отличались своей наглостью и хамством. Зачастую, именно они оказывались в центре разного рода скандалов и происшествий. О самых возмутительных поступках богатых отпрысков жителям города сообщали Курганские газеты. Вот, например, какая статья вышла в газете «Курганский вестник» в 1913 году под заголовком «Хулиганство «золотой» молодежи»: «25 июня 1913 года в 12 часов ночи в саду 1-го Общественного Собрания, во время игры оркестром «польки», на площадке перед оркестром собралась кучка учащейся молодежи, сынов местных купцов и горожан посостоятельнее во главе с учениками Б — мъ и К – ъ, начавшие танцевать. Растанцевавшись, эти «милые», молодые саврасы потребовали «вальс». Оркестр, работая весь вечер по определенной программе — с одной стороны, с другой – вечер заканчивался, и музыканты уже порядком устали, в – третьих — требование было заявлено в крайне грубой форме, поэтому оркестр не мог исполнить, как и не обязан был выполнять сие требование. Купеческие же сынки выразили свое «возмущение» рядом самых грубых насмешек над музыкантами, а затем рядом непристойных ругательств. Такое издевательство продолжалось до конца игры оркестра. О возмутительной распущенности этой молодежи дирижером оркестра было заявлено господину дежурному старшине, который по этому поводу сделал заявление: «Если подобный случай еще повторится, мы примем меры». Таков был достойный ответ достойного старшины высоко достойного учреждения. Больно и грустно делается за этих юношей, позорящих ученический костюм». Эта же газета сообщала о «неблаговидном поступке молодой дамы, которая мчалась по городу на лошади, сбила пешехода и даже не остановилась, для того, чтобы оказать пострадавшему помощь, или хотя бы посмотреть жив, тот или нет». В своих воспоминаниях учитель математики железнодорожного училища Н.К. Каранчуков писал о том, что в 1914 году Курган терроризировали, так называемые, «парежаны», которые почти все являлись детьми зажиточных горожан: «Они жили на Гоголях и носили широкие плисовые и бархатные брюки – шаровары. «Парежаны» любили ходить с молодыми девушками по улицам с гармошками и распевать песни. Кроме того, «парежаны» всегда носили с собой нож за голенищем сапога и в драках им пользовались. Вечерами пьяные ватаги «парежан» шастали по улицам города и наводили ужас на его жителей». В 1913 году газета «Курганский вестник» сообщала: «Деятельность местных молодых хулиганов развивается. 20 июля ночью у крестьянина Якова Ефимова Калугина выбиты в дому все стекла. В этот же день между хулиганами с одной стороны и Калугиным с другой, на площади против церкви произошла схватка. Опасных последствий драка не имела, так как была прекращена сбежавшимся народом. Через несколько дней после этих событий были выбиты стекла у местного псаломщика В.Н. Угренинова. В нынешнее лето это уже, вероятно, десятый раз выбивают у псаломщика стекла». В 1914 году неоднократно от действий хулиганов страдали жители Кургана. На только что натянутые электрические провода, эти самые хулиганы набрасывали расплетенный медный кабель, что вызывало замыкание и обесточивало город. Как уже понятно, нравы местной городской молодежи не отличались особой кротостью и смирением, подобная же ситуация складывалась и в деревнях вокруг Кургана. Вот, что сообщала газета «Курганский вестник» в 1913 году: «В окрестностях ближайших к Кургану деревень, начиная с деревни Курганской, в прошедшие праздники, как и вообще в праздники, наблюдалась полная распущенность крестьянской молодежи. Вооруженная кольями и ножами, с гармониками и разухабистыми песнями, молодежь «гуляет» по деревне, не давая ни прохода, ни проезда прохожим, осыпая градом ругательств или же рукоприкладством всех, кто встречается на пути. Старики испуганно где-то попрятались. Среди молодежи распространены самые варварские способы «борьбы» с членовредительством». После такого рода «развлечений» многие, самые активные, попадали в больницы. «25 июня 1913 года крестьянин деревни Лукиной Курганского уезда Иван Орлов в бессознательном состоянии с раздробленной каким-то тяжелым орудием головой, был доставлен в крестьянскую больницу. Утром 26 июня он умер. Этот раз был пятым, как его привезли в больницу после драк». «14 сентября 1913 года после драки в городскую больницу с тяжелым ножевым ранением доставлен крестьянин Ильин, 24 лет от роду». «Население села Камышевское, в буквальном смысле слова, терроризировано хулиганами, — писала в 1913 году газета «Курганский вестник». Они держат деревню на осадном положении. В особенности хулиганство развилось в селе Камышевском, где «атаманом» Степан Серков, а в состав его группы входят несколько человек из местных же крестьян выше упомянутого села. Ежедневно день и ночь, эта компания пьянствует, расхаживая по селу под предводительством своего «атамана», ничуть не стесняясь местной сельской власти, которая, к сожалению, совершенно бездействует. Дело не ограничивается, конечно, одной только улицей, а страдают и крестьянские дома. Еще в 1911 году 19 августа среди «белого дня» и на глазах у половины общества, в помещении Камышевского артельного маслодельного завода Серков задавил крестьянина деревни Колеса Екима Кожевникова. Означенное душегубство сошло Серкову почти безнаказанно: он отделался лишь одним годом высидки в тюрьме. С тех пор, т.е. по выходе его из тюрьмы, хулиганы стали действовать еще смелее и откровеннее. 21 июля 1913 года, среди белого дня, в дом крестьянина села Камышевского Ивана Ефимова Кунгурцева, вбежал Степан Серков с приятелем Василием Шарабаевым, первый – вооруженный тростью, хулиганы, в присутствии хозяина дома, начали избивать ни в чем не повинного крестьянина деревни Колеса Лисихина. Все заявления жителей о действиях означенных лиц, остаются гласом вопиющего в пустыне… Большинство домохозяев, боясь быть избитыми, почти совершенно не смеют выходить на улицу в то время, когда Степан Серков со своими «товарищами» ходят пьяные по улицам села. Если положение не изменится, и местные власти не примут против этого меры, то большинству жителей села придется убираться куда-либо в другое селение, или же сидеть в своих домах взаперти». Таким образом, можно сказать, что блюстители порядка старались не вмешиваться в происходящие события, и бедные жители были предоставлены сами себе. Продолжение следует.