Российский средний класс создает новые возможности для частной медицины
Расходы на платные медицинские услуги в России выросли в два раза за последние 15 лет. С момента распада СССР прошло чуть более 26 лет, и сейчас российский средний класс может пользоваться всеми современными удобствами и услугами, доступными населению остальной Европы. В торговых центрах можно найти магазины международных ритейлеров, а на городских улицах припаркованы автомобили иностранных марок. Возможность путешествовать по миру больше не является прерогативой элиты, и только самые бесстрашные или отчаянные люди готовы провести свои выходные в толкучке московских магазинов IKEA. Но все же есть сектор с огромными возможностями для бизнеса, которые до сих пор не были использованы в отношении российского среднего класса: здравоохранение. На российском рынке здравоохранения общей стоимостью 2,2 триллиона рублей (39 миллиардов долларов США) доминирующую роль играют государственные медицинские учреждения и система государственного медицинского страхования — наследие коммунистического прошлого, доставшееся от СССР. Сегодня эта государственная система перегружена и испытывает недостаток финансирования. Согласно отчету «КПМГ» количество койко-мест в РФ упало со 137 на 10 тысяч человек в 1990 году до 84 в 2015 году, а количество клиник сократилось с 35 до 23 тысяч. Сегодня продолжительность жизни россиян растет, а рождаемость падает. По мнению министра экономического развития РФ Максима Орешкина, численность работоспособного населения сократится почти на 10% в последующие шесть лет. Это, вероятно, увеличит государственные расходы на медицину в расчете на человека и создаст «риски ухудшения качества и доступности медицинского обслуживания», согласно отчету. В то же время средний класс все больше требует западных стандартов в медицине, под стать новехоньким айфонам и импортным продуктам. Неудивительно, что расходы на частное здравоохранение за последние 15 лет выросли в 10 раз; теперь они составляют треть всего рынка, а более 500 тысяч россиян каждый год отправляются на операции или лечение за рубеж. Этот рост, а также чрезвычайная разрозненность сегмента, где преобладают индивидуальные врачебные кабинеты и одиночные больницы, привлекают инвестиции от компаний, стремящихся создать национальные сети. «Мы берем лучшее из государственной системы здравоохранения в России и добавляем лучшее из Европы и США, чтобы построить новую систему», — говорит Елена Брусилова, руководитель ГК «Медси», крупнейшего частного оператора на рынке здравоохранения, управляющего 40 клиниками. «Медси» принадлежит АФК «Система», одной из крупнейших частных компаний России. Хотя сейчас компания больше известна как владелец крупнейшего мобильного оператора МТС и сети магазинов «Детский мир», ее руководители говорят, что «Медси» может стать их самым ценным активом. «Когда мы обеспечим присутствие на федеральном уровне, мы станем своего рода монополией, предоставляющей полный спектр высококачественных медицинских услуг на всей территории страны, — говорит Артем Сиразутдинов, вице-президент АФК, отвечающий за „Медси". — Как у федеральной сети медицинских учреждений у нас нет конкурентов, кроме государства». Попытки занять долю российского рынка здравоохранения обходятся недешево. Два года назад «Медси» потратила 4,3 миллиарда рублей (76 миллионов долларов США) на строительство больницы в Москве. В 2018 году она планирует открыть еще четыре. Но выручка растет примерно на 30% в год, а другие игроки наступают на пятки. Например, группа компаний «Мать и дитя», которая предлагает услуги в области репродуктивной медицины, ведения беременности и акушерства, имеет в России 34 клиники и в 2014-2016 годы увеличила свою прибыль на 72%, а частная медицинская компания «Чайка» открыла пять больниц в окрестностях Москвы. «Медси» также пытается использовать спрос на лечение за рубежом и с этой целью собирается в следующем году запустить медицинский парк на окраине столицы. Международные клиники смогут открыть в нем свои представительства и принимать пациентов на основании имеющихся у них лицензий, что позволит россиянам пользоваться услугами иностранных специалистов. «Мы везем врачей в Россию и, таким образом, переворачиваем с ног на голову концепцию медицинского туризма, — говорит г-н Сиразутдинов, добавляя, что компания ведет переговоры с несколькими американскими, европейскими и южнокорейскими компаниями. — Это будет дешевле [чем поездки за рубеж] и доступней для многих людей». Столь крупные инвестиции в российский рынок здравоохранения сопряжены с определенным риском. Многие россияне, предпочитающие лечиться за границей, часто относятся к отечественным вариантам со скептицизмом или пренебрежением вне зависимости от того, насколько современные технологии им предлагают. Но учитывая, что государственное финансирование в данном секторе с большим трудом справляется с растущими потребностями, а средний класс становится богаче и требует западного качества, медицина становится привлекательной сферой для компаний с достаточно большими карманами.