Войти в почту

Французское правительство инициирует железнодорожную реформу

В совещании приняли участие министр транспорта Элизабет Борн, президент SNCF Гийом Пепи, председатель правления SNCF Фредерик Сен-Гур, генеральный директор SNCF Network Партик Джинте и руководители железнодорожных профсоюзов. Правительство намерено сократить долги SNCF Network, которые растут примерно на 3 млрд евро в год и в 2017 году достигли 46 млрд евро, однако заверило, что реформа SNCF начнется только после всесторонних консультаций. В отчете, подготовленном Спинеттой, отмечаются успехи отрасли в привлечении пассажиров, в основном за счет развития высокоскоростных и пригородных перевозок TGV. С другой стороны, автор отчета критично оценил работу железной дороги с точки зрения надежности и безопасности перевозок, что он считает следствием плохого состояния инфраструктуры из-за недостаточности инвестиций. Спинетта отметил плохие финансовые показатели грузового бизнеса SNCF и отсутствие прогресса в подготовке отрасли к открытой конкуренции в контексте Четвертого железнодорожного пакета ЕС. В отчете Спинетты предложены в общей сложности 43 меры. Некоторые из них являются более радикальными, чем реформа 2015 года, когда государственный железнодорожный оператор SNCF и железнодорожная инфраструктурная компания RFF были объединены в единый холдинг без слияния их операционной деятельности. В том числе Спинетта предлагает акционирование как перевозчика SNCF Mobility, так и инфраструктурного оператора SNCF Network, с передачей последнему ответственности за станционные операции и обеспечение безопасности перевозок. В отчете отмечается необходимость освобождения SNCF от текущей гигантской задолженности с целью увеличения инвестиций. Спинетта считает, что ситуация во французской железнодорожной отрасли развивается парадоксально: 15% всех государственных инвестиций в развитие отрасли направляется на сегмент, обслуживающий менее 2% пассажиров. Он также указывает в результате отсутствия усилий повысить эффективность работы отрасли затраты постоянно растут. В рамках предложений по ограничению расходов автор отчета предлагает изменение условий найма новых сотрудников. В этой связи крупнейший железнодорожный профсоюз Франции уже призвал к забастовке 22 марта. Инвестиции Согласно отчету, инвестиции в поддержание и развитие конвенциональной железнодорожной сети во Франции были абсолютно недостаточными с конца 1970-х годов из-за фокуса на строительстве высокоскоростных линий. В результате растет число задержек и перебоев движения, а из-за плохого состояния путей на 5,5 тыс. км линий введены скоростные ограничения. С 2006 года Франция увеличила расходы на железнодорожную инфраструктуру в 2,5 раза, в настоящее время в год страна выделяет на эти цели около 2,6 млрд евро. Однако Спинетта считает, что госсредства необходимо в приоритетном порядке направлять не на развитие сети высокоскоростных перевозок, а на модернизацию конвенциональных линий, обслуживающих наибольшие объемы перевозок, таких как Париж-Лилль, Лион-Тур. При этом маловостребованные линии должны быть закрыты. В отличие от других стран ЕС, Франция не передавала право на обслуживание региональных маршрутов частным операторам на конкурсной основе. Спинетта предлагает открытие рынка пассажирских перевозок со следующего года, с тем чтобы новые операторы фактически могли приступить к работе с 2021 года. В докладе отмечается продолжающееся уже на протяжении 20 лет снижение объемов грузовых перевозок, которое ускорилось в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов. На сегодняшний день объемы стабилизировалось на уровне 32 млрд тонн в год. Доля SNCF на рынке грузоперевозок в стране сократилась с 18% в 2003 году до 10% в 2016 году. Это связано со снижением спроса на перевозки угля, деиндустриализацией национальной экономики и снижением грузооборота французских портов. Также снижение спроса обусловлено перебоями движения из-за масштабных работ по ремонту и обслуживанию путей, а также усилением конкуренции со стороны новых грузовых операторов, доля которых увеличилась за период с 2006 года до 40% совокупного объема железнодорожных грузовых перевозок в стране. Несмотря на проведенную правительством в 2005 году рекапитализацию грузового оператора Fret SNCF на сумму 1,4 млрд евро, убытки перевозчика растут, а задолженность в 2016 году достигла 4,3 млрд евро. Спинетта рекомендует выделение Fret SNCF в отдельную дочернюю компанию с передачей большей части ее долгов пассажирскому перевозчику SNCF Mobility. Также он предложил создание в структуре SNCF Network дочерней компании, которая непосредственно занималась бы проблемами грузовых перевозок.

Французское правительство инициирует железнодорожную реформу
© РЖД-Партнер