Победитель конкурса "Лидеры России" Илья Пылаев: "Вдохновляет возможность вырасти над собой"
— Вы родом из Тольятти, но высшее образование получали в Москве. Почему? — Моя семья была тесно связана с Волжский автозаводом: дед работал на прессовом производстве, бабушка возглавляла отдел автоматизации и программ. Думаю, именно от них мне передалась любовь к серьезным промышленным предприятиям. Поэтому, закончив физико-математический лицей, я поступил в МГТУ им. Баумана на факультет "Инженерный бизнес и менеджмент", который окончил с красным дипломом. Я понимал, что сам хочу стать промышленником и работать на производстве. После окончания университета я переехал в Самару и устроился в АО "Росскат" — завод по производству кабеля и медной катанки. Крупное предприятие с полутора тысячами сотрудников и миллиардными оборотами. Там я занимался различными проектами: от проката кабеля до организации систем закупок металла. Ушел из компании в 25 лет, будучи заместителем директора всей группы. Мне просто стало тяжело в большой структуре. Работа превратилась в постоянный бег с препятствиями, когда 50% времени и эмоций тратится на разборки, конфликты, разгребание чужих проблем. Тогда я и решил открыть собственное дело. — Каким был ваш первый бизнес? — В 2014 году мне захотелось отдохнуть от кабеля и резко поменять профиль. Это было время, когда в отношении России были введены продуктовые санкции. Было понятно, что нужно уходить в пищевую промышленность: либо заниматься разведением крупного рогатого скота, либо вкладываться в переработку молока, либо делать что-то еще. Проблема в том, что стартового капитала у меня практически не было, а КРС и "молочка" требует больших денег. Поэтому я выбрал рыбу. Так появилась компания "Добрый осетр". Мы поездили по стране, подобрали оборудование, закупили малька и приступили к разведению осетра, сома и стерляди. Всё это происходило с участием нашего знаменитого рыбовода, заведующего лабораторией популяционной экологии Института экологии Волжского бассейна РАН Игоря Евланова. С его помощью открылась рыбная ферма в Тольятти, потом в Альметьевске. Сейчас мы строим комплекс на 1000 тонн в Кукморе. — Ваш основной бизнес-проект — компания "ТПК-Менеджмент". Когда появилось это предприятие, какие услуги оно оказывает? — "ТПК-менеджмент" создавалась параллельно с осетровым бизнесом в 2015 году. В Москве находится головной офис компании, в Тольятти — служба финансового директора. Мы работаем с промышленными предприятиями, оказываем услуги по аудиту, консалтингу, управлению продажами. Задачи ставят разные — вплоть до возрождения остановленного производства, как это было на заводе "Кавказкабель" в Кабардино-Балкарии. Тогда предприятие запустилось и вышло на объем, которого оно не достигало прежде. Не могу сказать, что это сумасшедший профессионализм, просто мы старались работать в команде! Производство, технология, финансы, учет — в каждом блоке еженедельно ставили четкие задачи и добивались их исполнения. Мы приезжали к потенциальным клиентам, поставщикам, говорили, что хотим поднять предприятие, сделать его одним из лучших в стране. В итоге люди "зажигались" и начинали сотрудничать с нами. — Прежде чем организовать бизнес в Москве, вы столкнулись с выбором: жить и работать в родном регионе или перебраться в столицу. Насколько сложным для вас он был? — Этот вопрос встал передо мной еще за два года до выпуска. Уже тогда я принял решение, что, скорее всего, буду жить в Москве. Я понял, что в Тольятти, к сожалению, не смогу реализовать себя полностью. Я очень люблю этот город и часто сюда приезжаю. Здесь мои родители, друзья, Волга, мой бизнес. Здесь я живу совершенно другой жизнью. Но я четко понимаю, что, как многим региональным городам, Тольятти не хватает скорости. — Какой вы видите ситуацию в Автограде? Есть ли в нем возможности для развития здорового и перспективного бизнеса? — Ситуация в Тольятти — это сложный и болезненный вопрос. С промышленных предприятий освобождается масса сотрудников. Чтобы они могли найти работу, нужен средний высокотехнологичный бизнес, которого довольно мало. Зато большая концентрация ресторанов и торговых центров. Они почти всегда пустые и каждый год меняют вывески. Проблема в том, что у людей, которые эти рестораны открывают, нет условий и компетенции для создания других видов бизнеса. Нужно, развивать у предпринимателей технические знания, чтобы они хотели открывать более сложный бизнес, имели все необходимые для этого компетенции. — Тольятти — это кузнеца инженерных кадров. Неужели здесь не хватает умных, технически подкованных людей? — Одно дело — быть профессиональным инженером, другое — организовать новое производство. Да, у Тольятти огромный научный потенциал, но Силиконовой долины здесь не возникает. Может быть, нам пора ковать другие кадры — управленческие? — Вы профессионально консультируете крупные промышленные предприятия. Как вы видите дальнейшее развитие АвтоВАЗа? — Подвижки на предприятии, однозначно, есть. В частности, отлично обновился модельный ряд. Сейчас, как мне кажется, заводу необходимо завоевывать иностранный рынок. Важно наращивать объем выпуска и настойчиво продавать за рубеж. Даже если эти продажи будут по себестоимости. В СССР, где автомобильного рынка практически не было, дела у завода шли хорошо. Но в современной России предприятию тесно — ему составляют конкуренцию европейские, китайские, японские производители. Поэтому нужно идти на развивающиеся рынки — в Африку, Латинскую Америку, Индию, где идет постоянный рост экономики и при этом очень низкий уровень жизни. Кроме того, нужно разнообразить подходы к продукции. Сейчас вся линейка АвтоВАЗа состоит из бюджетных автомобилей. От этого нужно уходить. К примеру, Hynday выпустил на рынок люксовую марку Equus, на которую тут же выстроились очереди. Это позволило улучшить продажи других моделей и в целом изменить отношение к производителю. К этому же должны стремиться и мы. Главная проблема АвтоВАЗа — это имидж. Предприятие качественно изменилось, делает хорошие машины, а про него продолжают рассказывать анекдоты. Нужно переломить это отношение, тогда пойдет рост. — Несколько слов о конкурсе "Лидеры России". Для чего нужен проект? Существует ли проблема закрытости государственных и бизнес-структур, в которые талантливые молодые управленцы зачастую не могут попасть? — Безусловно, такая проблема существует. Еще на полуфинале глава региона Дмитрий Азаров рассказывал, как устроена система кадрового резерва, когда заместитель начальника стоит в резерве на должность начальника. Чтобы ситуация менялась, и был организован этот конкурс. Это реальный социальный лифт для талантливых молодых людей. Безусловно, конкурс — это не биржа труда. Но сами наставники говорили, что готовы присмотреться к финалистам и, возможно, пригласить их на работу. И речь не только о госслужбе. На конкурсе я встретил много управленцев из крупных корпораций — Ростлекома, Газпромнефти. Это начальники региональных управлений, директора проектов. Они работают в своих городах, но вышестоящее руководство их просто не замечает. При этом они — патриоты своей компании и хотели бы добиться в ней глобальных изменений. Вот этот конкурс и позволяет им заявить о себе. Лично я участвовал, чтобы проверить себя, посмотреть на собственные возможности под другим углом. Мне реально хотелось бы заниматься более масштабными проектами, развивать свой бизнес и попробовать новые направления. Зарабатывание денег — это не самоцель. Вдохновляет вызов, возможность вырасти над собой. — Выступая на полуфинале конкурса, врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров призвал полуфиналистов остаться здесь и приносить пользу своему региону. Какие меры нужно предпринять, чтобы избежать утечки талантливых кадров? — Лично я верю в Самарско-Тольяттинскую агломерацию. Думаю, мы могли бы создать в регионе мощные центры, где будет и туризм, и промышленность, и банковская сфера. Нужно развить инфраструктуру, внутри которой будут расти новые производства, крепнуть университеты, появляться школы и детские сады. Если города области станут успешными, оттуда не просто перестанут уезжать, наоборот туда начнут приезжать.