«Северный поток — 2» вредит Европе
Без солидарности Европа не сможет двигаться вперед. С этим не поспорит ни один реалист. И все же у призыва к европейской солидарности — не только хорошая репутация. Если этот призыв исходит из Южной Европы и касается экономической политики еврозоны, то многие немцы начинают опасаться за свои кошельки. Если же из Германии раздаются голоса, требующие от Польши, Венгрии или Чехии внести свой вклад в дело облегчения участи беженцев, то эти страны отвечают яростным возмущением. А в вопросе возможной солидарности в политике безопасности по отношению к балтийским странам, которые нервничают из-за восточного соседа, результаты опросов в Западной Европе оказываются крайне позорными. Солидарность нужна, но должны ли мы за это действительно что-то платить? В европейской энергетической политике тоже идет речь о солидарности, и особенно наглядны споры вокруг проекта «Северный поток — 2». План прокладки второго российского газопровода по дну Балтийского моря в Германию раскалывает ЕС политически и ставит под вопрос нашу солидарность с Польшей, нашими балтийскими соседями, Словакией, Украиной, а также с Данией и Швецией. Эти страны видят в российском проекте прямую или косвенную угрозу своей энергетической безопасности. В Германии уже много спорили по поводу «Северного потока — 2». Но сейчас, когда этот проект вступает в решающую фазу, немецкая политика должна принять решение. Чего нам стоит это проект? Насколько важны для нас проблемы наших соседей? После изначальных колебаний Еврокомиссия заняла четкую позицию. «Северный поток — 2» противоречит целям европейского энергетического союза. Этот союз стремится сделать Европу независимой в плане энергетической политики, в то время как «Северный поток — 2» значительно увеличит зависимость от одной страны-поставщика, России, и от одного маршрута поставки — через Балтийское море. Можно поспорить и о том, будет ли у Европы в будущем вообще потребность в таком крупном импорте газа, если она, как было запланировано, сделает ставку на возобновляемые источники энергии и большую эффективность энергетики. И, напротив, бесспорно, что Россия благодаря «Северному потоку — 2» могла бы полностью или частично отказаться от использования прежних газопроводов, особенно тех, которые проходят через Украину и Польшу. Критические наблюдатели видят в этом прямой мотив для инвестиций в балтийский трубопровод. Украина в настоящее время получает за транзит газа примерно два миллиарда евро ежегодно. Отказаться от этого означало бы нанести тяжелый удар по экономике Украины, это был бы шаг в направлении дестабилизации страны. Так Украина окажется под еще большим давлением со стороны России. Из-за ослабления Украины и более сильной прямой привязки Германии к России Польша и балтийские страны считают, что задеты их интересы в области безопасности. Понять это нетрудно. Озабоченность в связи с российской политикой в Балтийском регионе выражают также Швеция и Дания. Поэтому Дания недавно приняла новый закон, по которому правительство из соображений безопасности может запретить строительство трубопровода в датских водах. Закон однозначно подразумевает «Северный поток — 2», и консорциуму-оператору этого трубопровода, вероятно, придется искать новый маршрут. В Германии есть как сторонники, так и противники «Северного потока — 2». В прошлом правительстве ФРГ этот конфликт прикрывали словесными оправданиями, что «Северный поток — 2» является якобы не политическим, а коммерческим проектом. Это может устроить некоторых лоббистов «Северного потока — 2», но проект все же политический. Так считают и большинство государств-членов ЕС, и Еврокомиссия, вернее, они называют его политически вредным. Сейчас Еврокомиссия проверяет руководящие принципы энергетической политики ЕС, пытаясь повлиять на дальнейший ход этого предприятия. В Европарламенте у нее для этого имеется подавляющее большинство. Сотрудничество с Россией важно, и это касается именно совместных экономических проектов, которые связывают Россию и ЕС. Однако при настоящем сотрудничестве немцы и русские не договариваются через головы партнеров по ЕС. Это раскалывает ЕС, и утрачивается доверие. Тот, кто действительно серьезно относится к совместной энергетической политике Евросоюза, должен с самого начала включать партнеров по ЕС в развитие проекта и лишь потом вместе, в один голос, вести переговоры с Россией. Новому правительству Германии следует открыто заявить о своем отношении к проекту. Европейская энергетическая политика и солидарность с нашими соседями говорят против «Северного потока — 2». Это сказано в первую очередь для СДПГ, которая не перестает риторически прославлять Европу, но, как только дело доходит до конкретики, отказывается от европейской солидарности. Никто не поверит, что все обойдется без последствий. Тому, кто сам не проявляет европейскую солидарность, будет трудно ожидать ее в другой ситуации. А без солидарности Европа не может продвигаться вперед. Манфред Вебер (ХСС), Райнхард Бютикофер (Союз 90/Зеленые), Надя Хирш (СвДП) и Эльмар Брок, члены Европейского парламента, а также Норберт Рёттген (ХДС), Оливер Кришер (Союз 90/Зеленые) и Михаэль Линк (СвДП) — депутаты Бундестага.