В поисках миллиарда: кто парализует работу приставов и мировых судей

О том, как повысить платежную дисциплину и в то же время защитить права собственников от неправомерных взысканий, говорили в пятницу на заседании круглого стола мировые судьи, судебные приставы, представители сетевых организаций, банков. Обсудить взаимные претензии жителей и обслуживающих предприятий предложил депутат Тюменской городской думы Мурат Тулебаев, к которому постоянно обращаются возмущенные потребители. Безусловно, есть категория злостных неплательщиков, как правило это люди, ведущие антисоциальный образ жизни, зачастую нигде не работают и не собираются. Приставов они встречают агрессией, и добиться от них чего-то бывает очень сложно. Но есть и другие потребители, которых записывают в должники без реальных на то оснований. Так, при вынесении судебных приказов в ряде случае отсутствует информация о праве собственности должников. Также нередко УК и сетевики требуют оплатить долги за неоказанные услуги. «По этим случаям ко мне поступает очень много обращений от жителей. Людям подолгу приходится доказывать, что они ничего не должны. Также коммунальные платежи продолжают взыскивать даже после того, как дом уже был снесен. Еще одна ситуация – попытка взимания средств за период проживания, предшествующий вступлению граждан в право собственности. Город, как известно, активно застраивается, и такие случаи нередко возникают в новых домах», – говорит депутат. Также он выступил против солидарного взысканий задолженностей при наличии нескольких собственников помещения. Еще одна проблема – двойное взыскание одной и той же суммы долга. «Я как депутат все-таки должен стоять на защите интересов горожан. С другой стороны понимаю, что в связи с увеличением задолженности существует определенная нагрузка на органы государственной и муниципальной власти. Мы должны договориться, что со всем этим делать», – добавил Мурат Тулебаев. Также он обратил внимание на необходимость взаимодействия всех структур, которые занимаются взысканием: мировыми судьями, судебными приставами, уполномоченными банками. Позицию поставщиков услуг обозначила коммерческий директор ООО «Тюмень водоканал» Екатерина Шаркова. По ее словам, ресурсоснабжающие организации усилили работу с должниками не на пустом месте. «Судебная работа у нас приобрела массовый характер в конце 2015 года, – рассказала она. – Связано это с тем, что платежная дисциплина из года в год стала снижаться. И досудебные меры, которые мы принимали: звонки, уведомления, предупреждения, рассылка – должного эффекта не давали. С августа 2015 года мы стали подавать в разы больше заявлений. Сначала это было по 200 обращений в месяц, к 2017 году их число выросло до трех тысяч. Исполнительный лист, переданный в банк, в пенсионный фонд и по месту работы, на сегодня является единственным эффективным средством воздействия на должника». По статистике водоснабжающей организации, ежемесячно в срок услуги оплачивают только 58% граждан. «Критерии отбора должников – от трех месяцев отсутствия оплаты и от 1000 рублей суммы долга. Сейчас, в феврале мы передаем в суд дела по долгам за октябрь-декабрь 2017 года. Есть претензионный порядок. За декабрь у людей была возможность оплатить услуги до 10 января. 15 января мы направили им претензию за 3 месяца. Еще 30 дней мы подождали и только после этого начали формировать заявления на выдачу судебных приказов. Заявления поступят в суд к конце февраля – начале марта. Суду, конечно, тоже нужно время на подготовку приказа, обычно полтора-два месяца. То есть судебный приказ по долгу за октябрь 2017 года поступит должнику только в апреле 2018-го. Данные неутешительные. За 2016 год мы подали 33 тысячи исков, за 2017, как уже было сказано, 29 тысяч. Но хочу заметить, 23 тысячи исков подавались только однократно, то есть после этого люди больше не допускали просрочки по оплате. Таким образом мы более-менее повышаем платежную дисциплину», – констатировала Екатерина Шаркова. Основные проблемы связаны с претензиями к представителям неблагополучных слоев населения. «На них мы как правило подаем иски не чаще одного раза в год. Но денег от них по-прежнему не видим», – замечает представитель «Тюмень водоканала». Что касается случаев нарушений прав граждан, то Шаркова оправдалась, что у предприятия нет правовых оснований своевременно получать информацию от Росреестра, УФМС и других ведомств о вступлении граждан в право собственности, их регистрации по месту жительства и так далее. «Если гражданин продал квартиру, мы об этом узнаем только от него, когда он жалуется, что ему предъявляются претензии по долгам или снимаются деньги со счетов. Только тогда мы можем урегулировать вопрос и вернуть деньги. То же самое с колонками и скважинами. Пока гражданин не сообщит, что у него в частном доме появился колодец, мы этого не узнаем. Поэтому продолжаем начислять плату за пользование колонкой. Достаточно позвонить в нашу справочную службу, специалисты приедут, зафиксируют наличие колодца или скважины, и будет сделан перерасчет. Что касается требований по снесенным домам, то такая проблема существовала до 2016 года. Затем мы провели массовую инвентаризацию частного сектора и все начисления скорректировали», – пояснила Шаркова. Несмотря на аргументированные доводы, в судебных структурах считают, что прежде чем выйти с исковым заявлением, организации должны предпринимать меры, чтобы предоставлять объективную и достоверную информацию. «На аппарат мировых судей не должна ложиться нагрузка по выяснению достоверности заявления. Не хочу никого обидеть, но сейчас все выглядит именно так: лишь бы подать иск, а в каком виде, верно там все или нет, уже выясняется на территории суда. Это, мягко говоря, немного некорректно, – говорит начальник отдела организационно-правового и кадрового обеспечения управления мировых судей Тюменской области Иван Сауляк. – Так мы поставим систему в тупик – завалим ее бумагами, не увидев никакого результата. На мой взгляд было бы правильнее уделить больше внимания подготовке документов. Тогда и количество исков бы заметно сократилось». Как сообщила помощник мирового судьи Ленинского округа Екатерина Бессонова, по взысканию жилищно-коммунальных платежей мировые судьи Тюмени рассмотрели 60994 дела. «По городу полномочия осуществляют 29 судей. Несложно посчитать нагрузку – около 2 тысяч дел только по данной категории приходится на одного специалиста в год. Если учесть, что мировыми судьями рассматриваются дела по другим сферам, то на аппарат ложится колоссальная нагрузка. Работники вынуждены оформлять дела в нерабочее время и выходные дни», – поделилась Екатерина Бессонова. Статистика по области тоже поражает: в 2013 году мировые судьи региона приняли 55 570 приказов, в 2017 году – 231 тысячу. Прирост – в 4,5 раза. В то же время штат мировых судей за 4 года не вырос ни на одну единицу. Специалист подтвердила все, что говорил депутат о неправомерных требованиях поставщиков. Служба и аппарат мировых судей сталкиваются с такими проблемами как отсутствие документов, подтверждающих обоснованность заявленных претензий, в частности сведений о регистрации должников по месту жительства, о наличии права собственности и так далее. Причем если большинство управляющих компаний стараются эту информацию предоставлять, то ресурсоснабжающие организации считают это нецелесообразным, говорит Екатерина Бессонова. Очень часто претензии предъявляются к лицам, не имеющим отношения к спорным жилым помещениям. И пока на все уведомления мировых судей по этому поводу заявители должным образом не реагируют. Имеют место обращения по одному долгу от двух УК, неоднократные заявления с одним и тем же требованием, попытка взыскания с умерших людей и так далее. «Это еще раз доказывает, что информацию заявители не уточняют», – заметила помощник мирового судьи. Есть случаи злоупотребления правом со стороны управляющих компаний. В общем сложностей и беспорядка в этой работе хватает. У управления службы судебных приставов Тюменской области своя впечатляющая статистика. Как сообщил представитель ведомства Алексей Данилин, в 2017 году в структурных подразделениях управления находилось более 34 тысяч исполнительных производств по взысканию долгов за услуги ЖКХ на общую сумму 969 миллионов 164 тысячи рублей. По сравнению с 2016 годом количество производств выросло на 10 тысяч или почти на 57%. И при исполнении приставы сталкиваются с теми же проблемами, что и судьи, подтверждая, что значительная часть требований по долгам оказывается незаконной. И служба в таких случаях работает впустую, нервируя при этом граждан. Мурат Тулебаев пообещал вывести озвученные проблемы на рассмотрение депутатов Тюменской городской думы. «Ресурсоснабжающие организации как коммерческие структуры в этой ситуации защищают свои финансовые интересы. Но при этом должны учитываться как права потребителей, так и интересы государственных структур. Мы должны найти способ навести порядок. Количество заявлений должно быть кратно снижено», – заявил депутат, добавив, что должен быть найден оптимальный способ взыскания долгов за услуги ЖКХ, не ущемляющий интересов граждан.

В поисках миллиарда: кто парализует работу приставов и мировых судей
© РИА "ФедералПресс"