Ещё

Тайные разработки СССР: передвижная АЭС «Памир-630Д» 

Фото: Авторамблер
В 2017 году ряд СМИ сообщил о разработке российскими учеными передвижных атомных электростанций для отдаленных арктических поселков и месторождений. А к 2020 году Министерство обороны получит мобильные атомные реакторы для Арктики. Фантастика? Новые передвижные реакторы, на самом деле, — это хорошо забытое старое. Или не забытое? Передвижную АЭС «Памир-630Д», созданную в первую очередь для военных нужд, мы помним очень хорошо!
Поражающий воображение «ядерный кортеж», который можно было использовать для питания размещенных вдали от цивилизации радаров противовоздушной и противоракетной обороны, — не первый советский проект передвижной АЭС.
К началу шестидесятых силами Физико-энергетического института Обнинска (ранее назывался «Лаборатории В») в опытную эксплуатацию вступил комплекс ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция) на модифицированном шасси танка Т-10. Для размещения оборудования потребовалось четыре самоходки общей массой свыше 300 тонн, каждая из которых оснащалась 750-сильным танковым дизелем. Между собой эта «ядерная гвардия» соединялась кабелями и трубопроводами.
Позднее в Институте ядерной энергетики Академии наук Белорусской ССР (в настоящее время — Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны») началась разработка более современной системы «Памир-630Д», значительно отличавшейся от ТЭС-3 как принципиальными решениями, так и «носителем». Груз небывалой ответственности взвалили на плечи тягача МАЗ-7960, созданного на основе модели 537, немало потаскавшей за свою жизнь разных единиц боевой техники и ракет.
Интересно, что если в Обнинске свою установку оснастили водо-водяным реактором с воздушным радиатором, в котором в качестве охладителя используется циркулирующая вода, то белорусские ядерщики поступили смелее и оригинальнее — на роль теплоносителя и рабочего тела выбрали тетраокись азота, отличающуюся высокой теплоемкостью, теплопроводностью и плотностью при низкой вязкости. Применение тетраокиси азота позволило сделать 630-киловаттный реактор не двух— или трехконтурным, а одноконтурным и более компактным.
Всеми процессами в АЭС заведовали бортовые ЭВМ. аварийной ситуации в дело вступала пассивная система аварийного охлаждения реактора.
Отряд состоял из четырех машин. Первый МАЗ вез в полуприцепе грузоподъемностью 65 тонн реактор, сопутствующее оснащение и два автономных дизель-генератора. Во второй машине находился турбогенератор, вырабатывающий электричество. Была еще пара вспомогательных КрАЗов с системой управления и резервными дизель-генераторами.
Считается, что на «Памир-630Д» поставили крест в том числе из-за чернобыльской катастрофы, случившейся 26 апреля 1986 года, — как раз в это время мобильный комплекс проходил испытания и дважды выводился на проектную мощность. Одним из официальных объяснений закрытия проекта в феврале 1988 года стала «недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя». До наших дней «Памир-630Д» дожил в схемах, описаниях и масштабных моделях. Но дело его, как мы можем видеть сейчас, живет…
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео