«Опасная зараза»
Со времени господства Кашпировского и Алана Чумака на телевидении прошло почти три десятилетия. Теперь по ТВ дают другие установки. В феврале Первый канал запустил шоу «Звезды под гипнозом». Гипнотизер с помощью нехитрых манипуляций парализует волю знаменитостей, согласившихся на это, и заставляет их творить глупости и дикости. Безобидная, казалось бы, штука, однако ни зрители, ни специалисты по психиатрии так не считают. «Лента.ру» посмотрела шоу вместе с психиатром и гипнологом и выяснила, как авторы программы дурачат зрителей и чем это чревато. «Все, что вы увидите на экране, — реальность. Звезды под гипнозом теряют волю и выполняют установки гипнолога. Все участники нашей программы проходили специальные тесты. Они проявили отличное восприятие гипноза и прекрасное чувство юмора. Сегодня вы увидите, на что они способны», — интригует голос за кадром перед тем, как на сцене появится Максим Галкин и малоизвестный широкой публике гипнотизер Иса Багиров. Сам он называет себя гипнологом. Специалисты по гипнозу не любят слово «гипнотизер», оно овеяно ореолом шоу. В такой ситуации это определение подходит как нельзя кстати. Пара секунд — и гости якобы впадают в несознательное состояние, а дальше Багиров внушает им различные установки, которые те исправно исполняют: певец Доминик Джокер превращается в пятилетнего мальчика, актриса Наталья Бочкарева отправляется на абсурдный судебный процесс, где отстаивает интересы медведя, напавшего на теремок, Алексей Глызин перевоплощается в фокусника, который распилил девушку и никак не может сообразить, как собрать ее обратно. Участникам внушают, что они обезьяны или герои фильмов, они испытывают чувства к посторонним людям или едят сладкое печенье, а на самом деле поедают кислые лимоны. Они за секунду забывают, кем являются на самом деле, и по щелчку гипнотизера вверяют судьбу Багирову. В одном из выпусков гостей студии убедили в том, что перед ними президент России Владимир Путин. Получилось нелепо и наиграно. Участники эксперимента вели себя ненатурально, их реакция сильно отличалась от адекватной реакции среднестатистического человека. Все это заставляет сомневаться в достоверности шоу. Это отмечают сами зрители в комментариях под выпусками «Звезд под гипнозом» на YouTube и в социальных сетях. Они изумляются не знающей границ фантазии продюсеров и умоляют федеральный канал перестать кормить многомиллионную аудиторию фальшивками, которые только портят его имидж. Но, несмотря на сотни негативных, а иногда и прямо оскорбительных отзывов, шоу демонстрирует высокие рейтинги. Второй выпуск программы оказался популярнее первого, что случается нечасто. Сомнений в хотя бы мало-мальской достоверности шоу добавляет биография Исы Багирова. Он родился в Баку 34 года назад в семье ясновидящей Галины Багировой. Зрители могут помнить ее по «Битве экстрасенсов», в которой она участвовала в 2009 году. Талант Багировой распространяется и на другие сферы. Она известна еще и как актриса: снялась в фильме «Кодекс молчания 2» и сериале «Дронго». Сын Багировой получил юридическое образование, затем окончил Бакинский славянский университет по специальности «психология». Иса увлекался парапсихологией, стал специалистом по фэн-шуй. В 2000 году он получил российское гражданство и перебрался в Россию. Багиров занимался экстрасенсорикой и гипнозом, благодаря чему попал на телевидение. Впервые он появился на экране в 2016 году в «Тайнах с Анной Чапман» на РЕН ТВ. Мужчина погружал людей в гипноз прямо на улице. Затем случилась бюджетная версия «Битвы экстрасенсов» на Первом канале, передача «Черное-белое», где Багиров дошел до финала. Он ловко проходил испытания, методично создавая образ чтеца человеческих мыслей. Пробиться в «Звезды под гипнозом» Багирову помогло былое сотрудничество с Первым каналом, уверен собеседник «Ленты.ру», знакомый с ситуацией вокруг шоу. В отличие от украинских продюсеров, которые несколько лет назад показывали аналогичное шоу, Первый канал не устраивал кастинг, не искал таланты, а сразу сосредоточился на проверенном варианте, подтвердив догадки о том, что главное — это спланированное шоу. Украинские телевизионщики оказались более инициативными и демократичными. Претенденты на роль ведущего проходили тщательную фильтрацию: их разыскивали через социальные сети, затем интервьюировали по скайпу, после чего оплачивали билеты на Украину для проведения очного кастинга. В результате Первый канал воспользовался плодами творчества украинских коллег и скопировал некоторые их эксперименты, показанные в эфире. В сравнении с украинским шоу фарса стало только больше. Но, несмотря на сюрреалистичность шоу, многие принимают его за правду. «Лента.ру» попросила профессионалов объяснить, кто верит в подобные шоу, почему популяризировать гипноз с улыбкой на устах опасно, а независимый гипнолог показал, что в «Звездах под гипнозом» постановка, а что похоже на правду. Гипноз Багирова — фейк? Очевидно, что почти все происходящее на экране — постановка. Это чисто юмористическая передача, и то, что второй выпуск обогнал первый по популярности, говорит лишь о том, что это до такой степени треш, что люди не поверили своим глазам и решили проверить, до какого дна готова еще опуститься эта передача. Сами посмотрите: Багиров ткнул Панайотову пальцем в лоб и сказал: «Теперь ты будешь Вальдемаром Зайчиковым». И он стал называть себя Вальдемаром Зайчиковым. Просто сказал: «Ты теперь будешь меня слушаться». И он стал. Так не бывает. Это возможно, но только сеансов после 30-ти, а не в один момент. С другой стороны, герои программы действительно нервничают — не самая комфортная обстановка, софиты, зрители, многомиллионная аудитория по ту сторону экрана — и кое-какие приемы с ними действительно можно отработать. Хотя бы потому, что для передачи, по всей видимости, были отобраны наиболее управляемые люди, которые к тому же запуганы разговорами о «даре» гипнотизера. Моментально подчинить своей воле возможно? Судите сами. Существует криминальный мир, который не подчиняется никаким законам: ни моральным, ни социальным. Неужели вы думаете, что если бы подчинить человека своей воле было бы настолько просто, никто из криминального мира не использовал бы этот инструмент? Если бы это было хоть сколько-нибудь возможно, от них не было бы никакой защиты. Зрители воспринимают действо на экране всерьез? Я думаю, рейтинги этой программе дают не те, кто в это верит, а те, кто пришел в изумление от уровня наглости и идиотизма. Достаточно почитать комментарии под этими выпусками. Практически все пишут: «Ребята, вы что, о***?» Но всегда существует 10-20 процентов зрителей, которым можно показать негра, сказать, что на самом деле он белый, и они в это поверят. Примерно столько же людей вообще ни во что не верят. В зависимости от уровня усилий количество излишне доверчивых или, наоборот, все отрицающих может меняться. Если на программу, условно говоря, придет Владимир Путин и поддастся гипнозу, то число сочувствующих сильно увеличится. Все зависит от проводника идеи в массы. В данном случае продюсеры передачи пытаются убедить аудиторию с помощью звезд второго эшелона. Багиров — шарлатан и аферист? Этот человек не семи пядей во лбу. Если бы он был феноменом, это стало бы ясно еще с детства. Когда в девяностых появилась Роза Кулешова, все сразу поняли, что это феномен. Это девочка, которая якобы обладала экстрасенсорными способностями. Она угадывала карты, на которые ты смотришь. Число ее правильных ответов превышало статистическую достоверность. Если в среднем человек из 20 попыток может угадать пять карт (а может и не угадать), то есть 25 процентов, то ее процент угадываний стабильно составлял 35. Кулешову изучали в центре психического здоровья, никто не могу разгадать эту тайну. Багиров же не делает ничего особенного. Кроме того, в реальности он предоставляет услуги гипноза. Один прием у него стоит 30 тысяч рублей. И это уже натуральная афера. Он набирает себе клиентуру с помощью шоу, а затем, вероятно, продолжает дурачить людей у себя на приеме. Причем к таким людям часто обращаются отчаявшиеся люди, готовые отдать последние деньги. Почему звезды моментально падают в обморок? Со стороны вам кажется, что человека моментально погружают в бессознательное состояние. Но на самом деле работа с участниками шоу начинается гораздо раньше. Сначала отбираются наиболее гипнабельные. Прежде чем показательно загипнотизирвать в эфире, гипнолог долго с ними работает, поэтому на самом деле эффект вовсе не моментальный. Это элементарные гипнотические индукции, так называемое состояние раппорта, когда человек готов идти за гипнотизером, учитывая уже установленную связь. Человека действительно можно отключить по щелчку? Вы видите, что человек словно выключается по щелчку. На самом деле он не уснул и не потерял сознание: он приобрел позу, удобную для принятия внушения. Скорость погружения в это состояние называется «готовностью к принятию внушения». Она вырабатывается постепенно. Вся черновая работа происходит за кулисами. Перед программой гипнолог постепенно погружал его в это состояние, смотрел, на что тот способен. Чем больше практик погружения, тем быстрее скорость готовности к внушению. Это рефлекс на команды гипнотизера, рефлексология, ничего больше. Состояние готовности вырабатывается довольно легко, это сродни обучению. Другой вопрос, насколько они включаются в ситуацию. Так все на экране — правда? Ничего удивительного в том, что артистичные люди повергаются гипнотическому влиянию. Актеры, артисты — это же все истерики, обладающие гибкой психикой. Они быстро подстраиваются, порой даже не понимая, что подыгрывают. Очень многое в гипнозе построено на врожденном механизме подражания. Поэтому, видя, как один действует телом, другой может непроизвольно подражать. Срабатывает обезьяний рефлекс, назовем это так. На этом построен эстрадный гипноз. Максимально включенных в процесс могут быть единицы, а остальные включились в игру, не понимая даже, что подражают. Но не надо забывать, что это, прежде всего, телевизионное шоу. Здесь правил бал отнюдь не Иса, а режиссеры и продюсеры. Импровизаций там быть не должно, так как «Звезды под гипнозом» — франшиза, где отступления от сценария не приветствуются. Что указывает на актерскую игру, а что происходит по-настоящему? По моей оценке, примерно 50 процентов ситуаций, создаваемых в этом шоу, действительно происходит под гипнозом. Остальное — шоу. Актерскую игру можно распознать, к примеру, по неменяющимся зрачкам или беглому взгляду. Или вы можете заметить, что в ситуации, когда гостям студии внушили, что они обезьяны, люди в брюках вели себя более раскрепощенно, чем женщины в коротких юбках, например. Просто потому что они рисковали осрамиться, активничая на сцене. Ситуация: Наталья Бочкарева очнулась после гипноза в образе адвоката, который должен защищать напавшего на теремок мужчину в костюме медведя. В ее ухе наушник, в который Иса Багиров диктует команды, а она тут же исполняет. Антон Марков: Со стопроцентной уверенностью могу сказать, что это полностью постановка. Достаточно просто проследить за движением глаз актрисы, которые двигаются, как при анализе. Ситуация: Доминику Джокеру внушают, что он пятилетний мальчик и отправляют в детский сад. Антон Марков: Здесь 50 на 50. Частично феномен присутствует. У участника эксперимента мутные глаза, отсутствует мимика. Но в процессе он включился в игру, так как слова он использует из лексикона взрослого человека и не по-детски построенные предложения тоже проскальзывают. Возможно, он «вылетел» из гипноза на половине, а затем просто доиграл. Ситуация: Аллу Духову попросили научить танцевать, но ей внушили, что она обездвижена. Антон Марков: Каталепсия, охватившая ноги Духовой, — феномен измененного мышечного тонуса, застывание. Гипнотизер может выполнить этот трюк, однако дальше ситуация с танцем — откровенный фейк. При каталепсии плавных движений быть не может, они словно рубленые. Ситуация: Аскольд Запашный забывает, что он руководит театром, и презентует новую программу. Ему внушают, что он художник, который нарисовал постер к этому мероприятию. Антон Марков: Похоже на креативную рекламную интеграцию. Эпизод с приходом Путина на шоу, по словам Маркова, объясняется «эффектом сцены», когда люди не могут отказаться от игры, когда уже вышли на сцену. Так Багиров — аферист? Гипнотическим техникам можно обучить кого угодно. Возможно, Иса Багиров действительно владеет техникой гипноза, но он стал заложником сценария. Он не хороший и не плохой, от него в этой передаче ничего не зависит. Может показаться странным, но Исе вести такое шоу невыгодно. Участие в подобных масштабных проектах действительно провоцирует поток новых клиентов. Однако, во-первых, гипнотизер оказывается не в состоянии удовлетворить их спрос, а во-вторых, львиная доля этих клиентов не вполне адекватны. Так было в случае с «Битвой экстрасенсов», к участникам которой начали ломиться толпы, половине из которых нужно было записываться на прием совсем к другим специалистам. Это лишняя головная боль. За что другие гипнотизеры недолюбливают Ису Багирова? Единственное, что не нравится мне и моим коллегам, это то, что Иса позиционировал себя как экстрасенс. А это автоматически добавляет гипнозу мистический оттенок, что противоречит научному взгляду на гипноз. Это большая проблема нашей страны: гипноз как наука здесь не воспринимается. Хотя ничего чудесного в нем нет. Мы, гипнологи, быстрее запретили бы «Битву экстрасенсов». Мистика в массы — это куда более опасная зараза.