Москва лидирует в Индексе креативного капитала
Структура креативного сектора городов Индекса неоднородна, наибольшая доля приходится на сферу "Дизайн и архитектура" - около 39 процентов от объема добавленной стоимости креативного сектора. Сфера культуры и искусства пока не является значимой для креативного сектора большинства городов (4 процента). Исключением стали Свердловская область (17 процентов) и Краснодарский край (9 процентов). "Итоги нового рейтинга показывают, что при сохранении ведущего положения Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, другие города Индекса лидируют по отдельным тематическим блокам и показателям. Например, несмотря на невысокие общие показатели, Омск входит в число лидеров по уровню обеспеченности театрами, музеями и частными галереями. Другой пример - самый маленький по численности населения и масштабам экономики город Индекса - Великий Новгород - демонстрирует прекрасные результаты с точки зрения плотности культурной инфраструктуры, уступая только Санкт-Петербургу", - говорит Нонна Матеркова, учредитель некоммерческого фонда Calvert 22. Сфера цифровых технологий составляет в среднем треть от объема креативного сектора всех городов и демонстрирует более высокие показатели в Пермском крае, Республике Башкортостан и Новосибирской области (61, 51 и 50 процентов соответственно). Направление "Медиа" занимает 26 процентов и играет ключевую роль в креативной экономике Москвы (47 процентов), Новгородской и Омской областей (61 процент). В Новосибирске находится наибольшее количество бизнес-инкубаторов, акселераторов и инновационных центров, значительная часть которых была создана для увеличения инновационной активности Новосибирского научного центра (Академгородка). При этом большинство крупных креативных кластеров находятся в Москве. Это можно объяснить появлением в столице полноценно сформировавшегося креативного сообщества, а также наличием у администрации и бизнеса понимания принципов монетизации таких пространств. Сейчас, когда города все больше конкурируют между собой за инвестиции и талантливых специалистов, важнейшей задачей становится анализ их креативного потенциала, отмечает Нонна Матеркова. "Диверсификация и рост экономики компаний креативного сектора могут дать эффект региону. Креативные компании растут на порядок быстрее компаний других секторов, даже единичный случай успешного в международном масштабе проекта может обеспечить quick win для всего региона, - считает Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России. - Создание и расширение бизнеса в креативных индустриях, в отличие от промышленности, не требует значительных капитальных затрат. Обновление города за счет творческих инициатив способствует улучшению имиджа и узнаваемости города, улучшая его инвестиционную привлекательность для всех инвесторов".