Большая глупость или тонкий расчет. Кировские «УК Ленинского района» и «Автотранспортное предприятие» попали под проверку
«УК Ленинского района» является, пожалуй, самой скандальной управляющей компанией Кирова. В последние годы почти все руководители покидали компанию после возбуждения уголовного дела или возникновения угрозы уголовного преследования. Уволенный за плохую уборку Николай Мельников пришел в УК в апреле прошлого года, сменив Константина Фалалеева. Тот, не проработав в должности и месяца, был задержан по подозрению в коммерческом подкупе. Фалалеев пообещал директору одной из кировских компаний за 700 тыс. рублей подписать от имени УК договоры на установку и обслуживание общедомовых приборов учета. Предшественник Фалалеева Дмитрий Никулин спешно оставил должность после гибели 67-летней пенсионерки – весной 2017 года с крыши дома, который обслуживала компания, на нее упала глыба льда. Ну а Виталий Устинов еще раньше лишился кресла, став фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий. Выяснилось, что «УК Ленинского района» получала деньги от собственников на оплату коммунальных услуг, однако на счета ресурсоснабжающих предприятий перечисляла далеко не все. Часть денег уходила на счета учредителя – АО «Автотранспортное предприятие». Что касается работы с жильцами многоквартирных домов, «УК Ленинского района» не только выставляет высокие тарифы за свои услуги, но и умудрялась получать деньги даже за работу, выполненную другими «управляшками». «В прошлом году наш дом отказался от услуг этой компании и перешел под управление другой УК. Тем не менее, «УК Ленинского района» продолжала присылать мне платежки за коммуналку еще в течение четырех месяцев. Я не верю, что это было случайностью. Я не раз звонила в их офис и просила не вводить жильцов в заблуждение», – рассказывает кировчанка Елена. После обращений жильцов к депутатам и общественникам на ситуацию обратили внимание и правоохранительные органы. Осенью прошлого года прокуратура подтвердила, что муниципальная УК зарабатывала на рассылке двойных квитанций – неправомерно предъявляла жильцам плату за услуги, которые оказывала другая компания. После проведенной проверки «УК Ленинского района» обязали вернуть жильцам более 1 млн рублей. До степени смешения Нелишне будет вспомнить, что сейчас в Кирове работают две почти одноименные управляющие компании: ООО «УК Ленинского района г. Кирова», зарегистрированная в 2008 году, и ООО «УК Ленинского района», зарегистрированная в 2012 году. Четыре года назад почти никто не обратил внимание, что «Управляющая компания Ленинского района города Кирова», к тому времени накопившая долги в размере более 0,5 млрд рублей, учредила «Управляющую компанию Ленинского района». Единственным учредителем «новой» УК до 2016 года была «старая» компания. Однако в марте 2016 года, несмотря на ранее введенный запрет регистрационных действий, «УК Ленинского района» была отделена от «старой» компании, избавлена от долгов и передана АО «Автотранспортное предприятие». Таких нехитрым способом «УК Ленинского района» получила в управление хорошие дома и жильцов, платящих за отопление, а у ООО «УК Ленинского района г. Кирова» остались долги и ветхие здания. «Старая» УК сейчас находится в процедуре банкротства – арбитражный суд признал законными требования кредиторов на сумму более 170 млн рублей. Аудитор после анализа деятельности предприятия пришел к выводу, что «должник не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность». Однако и новая компания ООО «УК Ленинского района» за время работы тоже успела погрязнуть в долгах. Одному только «Т Плюс» она должна более 85 млн рублей. Общая же сумма долга, по подсчетам общественников, достигает 1 млрд рублей. О причинах, по которым у компании появились такие долги, много говорил общественный активист Виталий Брамм. По его мнению, это не только желание руководителей пополнить свой карман, но и безответственное отношение к выполнению своих прямых обязанностей. Например, говорит Брамм, УК Ленинского района не сочла нужным поверить в срок общедомовые приборы учета в части домов – в результате они были автоматически переведены на общегородской норматив потребления. Из-за этого стоимость гигакалорий тепла для ряда домов выросла в 2,5 раза. Собственники написали коллективное заявление в прокуратуру Кировской области, и та признала факт нарушений, но устранять их компания не торопится. По расчетам активиста, только в одном доме ущерб от такой халатности может достигать 2,5 млн рублей. А таких зданий в городе ни один десяток. Не видел, что подписывал При «здоровых» управленческих отношениях на эту ситуацию давно бы обратил внимание владелец или учредитель – если не администрация города, то хотя бы «Автотранспортное предприятие». Но у последнего хватает и своих забот. В сентябре прошлого года в отношении заместителя директора «АТП» Анатолия Криволапова было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Во многом это стало заслугой общественников и депутатов, которые не один год просили правоохранительные органы обратить внимание на деятельность предприятия. Как сообщили в УМВД по Кировской области, дело в отношении Анатолия Криволапова было возбуждено по факту хищения у «АТП» более 15 млн рублей. Под видом дизельного топлива Евро-5 в «АТП» по завышенным ценам закупались низкокачественные нефтепродукты: судовой и топочный мазуты, использование которых приводит к повышенному уровню загрязнения атмосферы и поломке муниципальных автобусов. В полиции заявили, что мошенничество в особо крупном размере Анатолий Криволапов совершил совместно с представителем поставщика. В настоящее время фигурантам уголовного дела предъявлены обвинения, они находятся под домашним арестом. При этом в УМВД подчеркнули, что к начальнику Криволапова – главе «АТП» Николаю Дубровину, у них претензий нет. Это вызвало удивление у общественников и депутатов. Во-первых, не совсем понятно, почему на эту проблему обратили внимание только в конце прошлого года. Экологи и общественники несколько лет жаловались на то, что кировские автобусы даже с учетом их возраста и состояния слишком сильно «дымят». Например, проверка, которая проходила еще в середине 2016 года, показала, что больше половины автобусов областного центра не соответствуют нормативным требованиям. Во-вторых, многих смутила сумма ущерба. По подсчетам общественного активиста Виталия Брамма, она уменьшена примерно в пять раз, и это без учета того ущерба, который был причинен автопарку. Активист проанализировал информацию на сайте госзакупок за последние три года и выяснил, что разница в цене реального поставляемого и проходящая по бумагам топлива составляет почти 100 млн рублей. Возникли вопросы и к следователям, которые считают виновным только Криволапова. Общественники сомневаются, что заместитель директора проворачивал многомиллионные сделки втайне от всех коллег и без посторонней помощи. Тем не менее, Николай Дубровин на заседании гордумы убеждал депутатов именно в этом. По словам парламентариев, глава «АТП» пояснил, что конкурсную документацию на закупку топлива готовил его зам, а он «лишь подписывал документы». Зачем «АТП» набрало множество кредитов под грабительские проценты, почему несколько лет топливо предприятию поставляло ООО «Типография» и в чем заключаются функции руководителя, который «не видит», что подписывает, он объяснить не смог. Мини-крышевание и долги Но воровство и махинации с топливом – это еще не все, в чем подозревают руководство «Автотранспортного предприятия» кировские общественники и депутаты. На постоянные поборы со стороны руководства предприятия жалуются частные перевозчики, которые работают на базе «АТП». «Идет мини-крышевание мелкого бизнеса, частники платят дань. Хотя они на территории «АТП» только проходят медицинский и технический осмотр, – рассказал телеканалу «Девятка» на условиях анонимности один из предпринимателей, работающих с «АТП». – Несогласных сразу убирают из этой сферы, потому что «АТП» и «Автохозяйство» (эти два предприятия фактически полностью контролируют рынок пассажирских перевозок в Кирове – прим. ред.) очень хорошо контактируют. Тот, кто разругался с «АТП», в «Автохозяйство» точно не попадет. Поэтому в случае конфликта перевозчики вынуждены продавать бизнес». Даже если не брать во внимание громкие обвинения в крышевании и нецелевых расходах, картина все равно вырисовывается не благостная. По словам сотрудников «АТП», десятки автобусов ежедневно не выходят на линии из-за поломок, а водителям и кондукторам несколько лет не повышали зарплату. «Когда подняли цену на проезд, моя зарплата не увеличилась. И автобусов новых тоже не появилось. Одни из последних машин, которые приходили в «АТП» – красные ЛиАЗы. Их купили около трех с половиной лет назад, но они уже ломаются, – рассказала один из кондукторов предприятия. – Сейчас ремзона «АТП» забита под завязку, там огромная очередь, механики не успевают чинить автобусы. Иногда в ремонте стоят сразу три машины с одного маршрута. И они могут простоять там не один месяц. В этот период автобусов на маршруте становится меньше, а интервалы в расписании, соответственно, больше. Заменить сломавшиеся машины просто нечем. Частники с «ПАЗиками» только базируются в «АТП», но работают по своим правилам. Я неофициально подрабатываю на «ПАЗике», и меня никогда не просили показать какие-нибудь документы, в билетно-учетные ведомости моя фамилия не вписана. Я ее вношу от руки и могу подписаться хоть Ивановой Марьей Ивановной». Но даже такая «экономия» не позволяет «АТП» выходить в ноль. По словам депутата гордумы Кирова Дениса Ерохина, предприятие уже не первый год работает в убыток. Так, в 2015 году убытки составили 127 млн рублей, в 2016 году – 27,6 млн. Депутат считает, что это связано не только с неэффективным управлением, но воровством. «Сейчас «АТП» имеет огромную задолженность – почти 385 миллионов рублей. Все имущество заложено и перезаложено, – говорит Денис Ерохин. – С начала 2017 года предприятие взяло кредиты на 115 миллионов рублей, при этом не купило ни один автобус. Был эпизод, когда глава «АТП» потратил деньги предприятия на личные нужды. Полиция направляла по этому вопросу запрос прежнему главе администрации Перескокову – чтобы возбудить дело, нужно заявление собственников о причинении ущерба. Администрация города, несмотря на то, что сотрудники полиции видели ущерб, отвечала, что все хорошо. В мэрии ущерб не видели ни в чем: ни в заправке автобусов печным топливом, ни в непонятных перечислениях гендиректора. Я уверен, что все эти схемы руководители «АТП» не могли проворачивать без поддержки руководства города. Денис Ерохин не исключает, что субсидиарная ответственность за долги двух управляющих компаний может лечь на «АТП» – тогда под угрозой окажется вся система пассажирским перевозок города. И виновато в этом будет прошлое руководство города, которое «не замечало», как муниципальные деньги «перетекали» в чьи-то карманы. Проверим - поймем «Вызывает большие вопросы взаимная задолженность «АТП» и «УК Ленинского района». Будем смотреть, кто какие решения принимал, для чего это было сделано. По итогам проверки сделаем соответствующие выводы», – ответил на вопрос «ФедералПресс» во время последней пресс-конференции глава администрации Кирова Илья Шульгин. «Могут быть и кадровые решения – у меня по этому поводу нет никакого трепета, - не исключил Илья Шульгин. – Если человек достоин дальше работать, хорошо, если нет, то найдем ему замену. Пока большого оптимизма по поводу «АТП» я не испытываю, но надеюсь, что текущее руководство убедит меня в обратном. Сейчас состав совета директоров транспортного предприятия пересматривается». По словам Ильи Шульгина, новому руководству «УК Ленинского района» поставлены задачи по выводу из финансового и идеологического кризиса. «Сейчас мы смотрим, насколько были правомочны те или иные решения. И если есть возможность все вернуть обратно, придется это делать. Эта управляющая компания опорная, муниципальная, мы должны людям показать стандарт обслуживания домов, вне зависимости от того, старый это или новый это домовой фонд. Сложностей здесь быть не должно», – заявил Шульгин. «Пока не могу конкретно сказать, что происходит в «УК Ленинского района» и «АТП», но в ближайшее время, как только проверки будут закончены, мы это поймем» - резюмировал глава администрации Кирова.