Войти в почту

Структура РЖД оставила Кузбасс без вагоностроения

В ходе судебного процесса о банкротстве Новокузнецкого вагоностроительного завода (НКВЗ) произошел очередной громкий скандал, связанный с деятельностью «дочки» РЖД «ТрансФин-М». Конкурсный управляющий потребовал у нее вернуть в конкурсную массу 800 вагонов. Главе «ТрансФина-М» Дмитрию Зотову, а также его партнерам Евгению Подъяпольскому и Андрею Бакаю постоянно приходится «отбиваться» от правоохранительных органов, депутатов, журналистов и рабочих завода, которые пытаются спасти предприятие. Параллельно всплывают все новые подробности о событиях, предшествовавших банкротству. В частности, стало известно о многомиллионных бонусах, которые получили члены Совета директоров НКВЗ. Тем временем в Кузбассе обострился еще один конфликт, связанный с «ТрансФин-М». Речь идет о демпинге на рынке карьерной техники. Железо «по цене золота» Банкротство крупнейшего машиностроительного завода Кузбасса, на котором работало около 1200 человек, стало серьезным ударом не только по экономике региона, но и по всей вагоностроительной отрасли России в целом. Поначалу собственники предприятия пытались списать все проблемы на кризис. Однако в СМИ появились многочисленные публикации о том, что дело не только в общих экономических трудностях. Главным образом, крах предприятия связан с деятельностью крупнейшей российской лизинговой компании ПАО «ТрансФин-М» (дочки НПФ «Благосостояние», подконтрольного РЖД). По данным СМИ, компания «ТрансФин-М» сначала отказалась выполнить обязательства по покупке у НКВЗ полувагонов для перевозки угля. А потом еще и «вытащила» со счетов предприятия сотни миллионов рублей. Эти деньги были взяты заводом в виде кредитов, якобы на производственные цели. Но по факту, в результате нехитрых финансовых схем, достались «ТрансФин-М». Основные комплектующие приобретались менеджерами и акционерами завода через специально созданную фирму-прокладку ООО «ТД «НКВЗ». Закупочные цены, например, на металл, по оценкам экспертов компании VETA, превышали рыночные от 2 до 6 раз. Что стоило заводу более 1 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с убытком предприятия на конец 2014 года. То есть, если бы не странная «щедрость» по отношению к поставщикам, завод и сейчас наверняка выпускал вагоны. Еще одно «странное» посредничество связано с деятельностью «ТФМ-Логистик» (также обанкроченное), которое было связано с НКВЗ сложной системой взаимных обязательств. За 100 миллионов рублей, полученных от завода, он обязался привлечь покупателей вагонов и организовать с ними преддоговорные переговоры. В результате вагоны были проданы компании, с которой завод и так торговал самостоятельно, без всяких посредников. Более того, условия сделки были невыгодны для НКВЗ. Следующая история связана передачей заводом функции единоличного исполнительного органа ООО УК «Сибирская транспортно-машиностроительная группа». Ее услуги стоили предприятию около100 млн рублей и, в чем был экономический смысл подобной схемы, не ясно. Кстати, помимо «НКВЗ», эта же компания оказывала услуги по управлению и ООО «ТФМ-Логистик». Вишенкой на «торте» можно считать 60 млн рублей, выплаченных некоторым членам совета директоров в виде различных вознаграждений. При том, что за последнее время предприятие лишь в 2012 году получило прибыль 101,2 млн руб. Все последующие годы были убыточны. Учитывая все эти факты, управляющий партнёр экспертной группы VETA Илья Жарский пришел к выводу, что банкротство НКВЗ было преднамеренным. «1,5 млрд. руб. ушло с предприятия ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» без учета потерь в начисленных и уплаченных процентах по кредитам и займам. Для сравнения сумму потерь можно сопоставить с убытком предприятия на отчетную дату 31.12.2014, который составил 1,37 млрд. руб.», —утверждает Жарский. То, что дело может быть нечисто, заподозрил и депутат Госдумы РФ Андрей Свинцов. Он обратился с запросом в правоохранительные органы, требуя расследовать обстоятельства громкого банкротства и проверить его на преднамеренность. Этим занялось ГУ МВД России по Кемеровской области. «Из объяснения одного из учредителей ОАО «НКВЗ» Подьяпольского Е.В. следует, что 03.03.2014 года ОАО «ТрансФин-М» по договору поставки №1413007 перечислило в адрес ОАО «НКВЗ» на расчетный счет, открытый в ОАО «Сбербанк России», денежную сумму в размере 450 000 000 рублей — предоплаты за вагоны. Общая стоимость договора составляла 590 000 000 рублей. 05.03.2014 года было составлено соглашение о расторжении договора поставки, инициатором которого выступало ОАО «ТрансФин-М», решение ими было принято, в связи с кризисом и отсутствием потребности в вагонном парке», — говорится в материалах проверки. Далее, заводом в Сбербанке был взят кредит, который он перечислил по неким договорам поставки двум партнерам. Как следует из материалов МВД, условия договоров обе организации исполнить не смогли, вследствие чего деньги были возвращены обратно в адрес ОАО «НКВЗ» в той же сумме. Правда, уже не на счет в Сбербанке, а на его счет, открытый в Сибирском филиале ПАО «Промсвязьбанк». После этого сумму перечислили «ТрансФину-М». Уже сам факт, что структура, подконтрольная РЖД, фактически разоряет крупнейших российских вагоностроителей, выглядел, с точки зрения экспертов, странно. Тем более, что объяснений по этому поводу, как от РЖД, так и от главы «ТрансФин-М» Зотова до сих пор не последовало. Зотов, по данным источников в правоохранительных органах, от встречи со следователем вообще уклонялся, ссылаясь на болезни, командировки и т. д. В результате, большая часть материалов была получена при выемке в одном из офисов акционеров НКВЗ Бакая и Подъяпольского в Новокузнецке. Вагоны, уехавшие от завода Однако основной удар по заводу был нанесен в результате манипуляций, осуществленных через «ТФМ-Логистик» (переименованное в определенный момент в АО «Логистик»). В частности, компания являлась поручителем по кредитам Сбербанка, выданным предприятию. К моменту банкротства у АО «Логистик», распоряжавшегося 4865 полувагонами, не осталось ничего, кроме собственных долгов. В материалах, переданных в правоохранительные органы кредиторами и сотрудниками НКВЗ, есть, например, такая справка: «Дебеторская задолженность в сумме 2,6 млрд рублей сформирована у АО «Логистик» перед ПАО «ТрансФин-М» искусственно в результате перезаключения на невыгодных для АО «Логистик» условиях ранее действующих договоров лизинга. В связи с тем, что ОАО НКВЗ являлся поручителем АО «Логистик» по каждому договору лизинга с ПАО «ТрансФин-М» образовавшаяся задолженность в 2,6 млрд рублей переведена на ОАО НКВЗ». Речь идет о следующем. По ранее заключенным договорам лизинга часть из упомянутых 4865 полувагонов в 2015 году должна была перейти в собственность АО «Логистик». Это, по мнению экспертов, могло спасти от банкротства как само предприятие, так и связанный с ним НКВЗ (несмотря на кризис, серьезные доходы от аренды поступали регулярно). Однако «неожиданно» договоры лизинга от 2010-2011 годов были перезаключены на новых условиях: процентная ставка возросла с 12% годовых до 19-27%. Столько платить «Логистик» уже не мог, и полувагоны отошли компании «ТФМ-Оператор», подконтрольной Зотову, Подъяпольскому и Бакаю. Сейчас конкурсный управляющий НКВЗ Алексей Кочетов, по сообщению РАПСИ, попросил суд обязать ПАО «Трансфин-М» возвратить в конкурсную массу 808 полувагонов и восстановить долг в размере 2,1 миллиарда рублей. По мнению управляющего, фактически производство спорных полувагонов непосредственно перед возбуждением процедуры банкротства и после принятия судом заявления о банкротстве НКВЗ осуществлено за счет трех кредиторов, которые явились поставщиками запасных частей и материалов для производства полувагонов. «Не оплата должником за поставленные комплектующие и передача всех произведенных из них полувагонов в адрес ответчика свидетельствует об оказании данному кредитору преимущественного предпочтения в удовлетворении его требований», - считает управляющий. О наличии у НКВЗ признака неплатежеспособности на дату получения вагонов компания «Трансфин-М» не могла не знать, так как завод и ответчик являются взаимосвязанными лицами. Пока Кочетову не удалось вернуть вагоны. Место под парк После того как все эти факты получили огласку, рабочие НКВЗ начали бороться за спасение предприятия. В частности, по данным МК, в Москве перед зданием РЖД состоялся пикет бывших сотрудников завода, которые требовали от руководства монополии проверить действия Зотова. Особенно рабочих предприятия возмутило, что основным покупателем недвижимость завода, которая распродается с молотка, выступает новосибирская компания «ТФМ-оператор». Ее название весьма похоже на «ТрансФин-М». «Зотов, а также акционеры завода Андрей Бакай и Евгений Подъяпольский банкротили предприятие второпях, чтобы все можно было списать на общий экономический кризис, падение спроса и прочие «внешние» факторы. И таким образом оправдать свои действия, как перед государством, так и сотрудниками завода», – приводят СМИ слова протестующих сотрудников предприятия. «Однако жизнь все расставила по своим местам: уже в 2017 году в России зафиксирован буквально ажиотажный спрос на полувагоны, цены на них растут. НКВЗ выброшен из этого процесса», - заявил один из участников пикета. Об ажиотаже на рынке вагонов говорит и депутат Свинцов, пришедший поддержать рабочих к зданию РЖД. По его словам, проблемы НКВЗ и вагоностроения в целом уже стали системными. Как полагают бывшие рабочие, которых также цитирует МК, главной и действительной целью банкротства НКВЗ была распродажа за бесценок активов завода. Речь идет о производственных зданиях, земельных участках, грузоподъемном, насосном, металлообрабатывающем и другом оборудовании. А также освобождение земли и производственных площадей для нового проекта «ТрансФина-М» – индустриального парка. О планах по восстановлению производства вагонов, которые ранее озвучивались Зотовым, уже никто не вспоминает. «Лизинговая компания "Трансфин-М" - основной кредитор НКВЗ - планирует создать на площадках предприятия индустриальный парк», сообщает агентство ТАСС. «ПАО «ТрансФин-М» выступает за разработку программы перепрофилирования вагоностроительных предприятий, которые оказались в ситуации невозможности бесперебойной работы», — говорится в заявлении самой компании. Тем временем, арбитражный суд Кемеровской области, как сообщает ТАСС, продлил на шесть месяцев конкурсное производство на заводе, «из-за необходимости допродажи имущества». Структура РЖД въехала в угольные разрезы Между тем на Кузбассе набирает силу очередной скандал, связанный с компанией «ТрансФин-М», По данным издания «Совершенно секретно», на грани банкротства оказались предприятия Кузбасса, занимающиеся поставкой карьерной техники на крупнейшие угольные разрезы региона. Причиной послужила «ценовая война», которую спровоцировали структуры, связанные c Зотовым. Как сообщает pravda.ru, «Скандал начался после того, как в текущем году на рынок карьерной техники со своими экскаваторами и самосвалами Volvo «вышло» ООО «ТФМ-Спецтехника». Оно поставило машины на четыре крупнейших угольных разреза: «Сибиргинский», «Виноградовский», «Кийзасский» и «Березовский». Компания установила минимальные расценки, сломав сложившуюся на юге Кузбасса ценовую политику и устранив, с помощью демпинга, большую часть конкурентов. Издание предполагает, что кузбасских угольщиков в ближайшее время постигнет печальная судьба вагоностроителей. Например, один из сотрудников разреза "Кийзасский" рассказывает, что "в настоящее время у них работает 40 экскаваторов и самосвалов, полученных "ТФМ-Спецтехникой", на основании договора лизинга с ПАО "ТрансФин-М". Машины, по словам угольщика, буквально "убиваются". Отсутствуют гаражи, боксы, оборотный склад запчастей. Не производится никаких серьёзных ремонтов, в том числе, двигателей. Необходимый штат работников для осуществления должного обслуживания техники также не нанят. В частных беседах сотрудники "ТФМ-Спецтехники" уверяют, что "неформально" срок работы установлен им до лета 2018 года. А о каком-либо перспективном развитии, речи вообще не идёт. И это при том, что только лизинговые платежи "ТрансФину-М" должны выплачиваться по договору в течение 5-7 лет. В свою очередь, конкуренты "ТФМ-Спецтехника" готовят обращения в ФАС и правоохранительные органы с просьбой вмешаться в ситуацию. Всего на территории РФ, по данным ряда экспертов отрасли, «ТрансФин-М» осуществляет порядка 10 инвестиционных проектов в сфере лизинга. Большая часть из них является убыточными.