В октябре прошлого года в Польше вступили в силу поправки в закон о декоммунизации, согласно которым все памятники, «символизирующие коммунизм или другой тоталитарный строй», должны быть снесены. Под него попадают почти полсотни монументов, половина из которых посвящена советским солдатам, погибшим при освобождении Польши. Исключение составляют только памятники на местах воинских захоронений, а также экспонирующиеся в научных или художественных целях. ОСВОБОДИТЕЛЬ? ОККУПАНТ! right229памятниковбойцам Красной армии, освобождавшим страну от фашистов, должны быть снесены в Польше по закону о запрете пропаганды коммунизма, предполагающему снос. Источник: «RT на русском», октябрь 2017Это решение вызвало бурное возмущение в России. Совет Федерации даже призвал президента страны Владимира Путина ввести санкции как против Польши, ограничив двустороннее сотрудничество, так и персонально против тех политиков, которые инициировали, приняли и реализуют закон. Причем эти санкции должны затронуть авторов не только новых поправок, но и первоначального документа, вступившего в силу еще в апреле 2016 года. Согласно ему, в стране запрещалась коммунистическая символика — звезды, серп и молот и прочие атрибуты минувшей политической эпохи, а улицы, названные в честь советских и польских деятелей времен «красной оккупации», должны быть переименованы. Теперь очередь дошла и до памятников. Хотя их начали сносить еще до принятия закона. Так, в 1991 году в Кракове убрали памятник маршалу Коневу, войска которого спасли этот город от полного уничтожения. В 2011 году в Варшаве снесли памятник советско-польскому братству по оружию, прозванный в народе «Четверо спящих», — власти сказали, что это делается для строительства метро и после завершения работ монумент поставят на место. В 2014 году Совет Варшавы постановил вернуть памятник, но уже через год отменил собственное решение. В 2014 году в Катовице снесли памятник благодарности Советской армии — подобные монументы стоят по всей стране, особенно много их в западной Польше, включенной в состав страны после Второй мировой войны. А в 2015 году в Пененжно убрали барельеф генерала Черняховского со стелы, воздвигнутой на месте гибели военачальника при освобождении города от гитлеровцев. После принятия нового закона снос памятников должен встать на поток. В Щецине уже демонтировали монумент благодарности Советской армии. В городе Кальвария-Зебжидовска убрали памятник польским партизанам. КТО ЧТО ПОМНИТ Впрочем, в вакханалию включились не все. В прошлом году жители Жешува и Гливице не позволили снести памятники благодарности Советской армии, а в этом году властям города Замосць под давлением общественности пришлось отменить демонтаж монумента красноармейцам, погибшим в лагере смерти. - Люди старшего поколения помнят, как советские солдаты освобождали польские города от немецких оккупантов, — объяснил эти, увы, немногочисленные победы здравого смысла временно исполняющий должность Генерального секретаря Совета МПА СНГ Сергей Антуфьев, который с 2013 по 2016 год трудился представителем Россотрудничества в Польше и на глазах которого начиналась вся эта история. — Война с памятниками в такой изощренной манере стала возможной благодаря многолетней артподготовке на умы поляков — в первую очередь молодежи и среднего поколения, которые не застали ужасы Второй мировой войны. И этот коктейль из антироссийского, русофобского информационного натиска и националистической пропаганды позволил и принять такой закон, и его реализовывать. К сожалению, польское общество очень легко перешло от понятия «фашистская оккупация Польши» к понятию «советская оккупация». Это — «заслуга» правящей партии Ярослава Качиньского «Право и справедливость», которая как раз и ставит своей главной задачей борьбу с «коммунистическим злом». Ее борьба с памятниками — это в первую очередь борьба с человеческой памятью, это стремление переписать историю. Но в Польше не все люди обеспамятели, они помнят трагедии своих семей — я имею в виду не только Волынскую резню (массовое уничтожение в 1943-1945 годах польского гражданского населения Украинской повстанческой армией. — Прим. ред.), но и фашистскую оккупацию. Они помнят, что именно благодаря советским солдатам сохранился Краков, его историческая часть, которой так гордятся поляки — и справедливо гордятся. Кстати, когда пытаются поставить знак равенства между «фашистской оккупацией» и «советской оккупацией», почему-то не говорят, кто помог им возродить польские города, польскую экономику. Советские строители восстанавливали Варшаву до середины 50-х годов! И тот же Краков восстанавливали при участии СССР. И Гданьск, и Вроцлав — можно долго перечислять. Оккупанты так себя не ведут. А по доктрине партии «Право и справедливость» период с 1939 по 1989 — это годы «советской оккупации»! Польские политики говорят о декоммунизации, а на деле борются со всем, что связано с Россией, с русскими, а это уже русофобия. НУЖЕН ДУШ - В чем заключается русофобия? В Польше ведь много русских, туда ездят наши туристы, и вроде не жалуются, что к ним плохо относятся. - Русских в Польше много, но если брать официальную статистику, если не ошибаюсь, за 2010 год, то их всего около десяти тысяч, — горько усмехнулся Антуфьев. — Почему так? Мне кажется, русские опасаются указывать свою национальность, поэтому многие давно записались поляками и получили польские паспорта. Вы удивитесь, но сегодня в Польше белорусов около 45 тысяч, украинцев — больше 80 тысяч. Ну как так может быть, что их во столько раз больше, чем русских? Получается, что белорусы и украинцы не боятся указывать свою национальность, а русские боятся. Потому что к украинцам и белорусам в Польше относятся по-другому, им легче найти работу, чем русским. - Это чувствуется на бытовом уровне? - Как раз на бытовом уровне отношения абсолютно нормальные. Если вы приедете в Польшу, то не почувствуете на себе заложенные политиками из Варшавы русофобские тренды. Потому что в основе отношений простых людей лежат общие славянские корни, близкие культура, язык, традиции, кухня. - То есть до низов эта пропагандистская накачка не доходит? - Мне кажется, польскому обществу требуется время, чтобы осмыслить те потоки грязи, которые обрушивают им на голову. Им надо дать возможность, как говорится, принять душ. Это нужно, чтобы понять, что их пытаются одурачить, понять, во имя чего нынешние польские власти стремятся к одурачиванию поляков. И здесь мы должны вспомнить, что больше шести миллионов поляков живут в Америке, более миллиона — в Европе — это мощная диаспора, которая тоже оказывает давление на общественное мнение, на граждан. А это давление полностью лежит в тренде, распространенном сегодня в мире: Россия — агрессор, Россия — источник всех бед.

Вандализм по закону
© Парламентская газета