Объем российского рынка шеринг-экономики составил 230 млрд рублей в 2017 году, подсчитали аналитики. По данным исследования РАЭК и PBN Hill+Knowlton Strategies, которое имеется в распоряжении Forbes, показатель вырос на 20% по сравнению с 2016-м, и в ближайшей перспективе развитие сегмента ускорится. «При существующем (20-30%) ежегодном росте шеринг-сервисам в России потребуется менее полутора лет, чтобы показать объем рынка 300 млрд», — говорит вице-президент PBN Антон Губницын. Причем, значение сектора не ограничивается прямым финансовым вкладом в ВВП страны. Из 520 млрд рублей бюджета госпрограммы «Цифровая экономика РФ» около 300 млрд планируется привлечь от бизнеса. Осенью прошлого года бизнесмен-участник списка Forbes Игорь Рыбаков инвестировал 1,2 млрд рублей в шеринг-сервис SOK. С помощью платформы небольшие компании могут быстро арендовать офис, а девелоперы сдать пустующие площади. Рыбаков отметил устойчивый мировой тренд — движение в сторону sharing economy: «Когда активы разделяются между группой людей и используются совместно, это делает их использование более удобным и эффективным». Основная причина быстрого роста шеринга связана с тем, что в России на развитии подобных сервисов сконцентрировались позже, чем за рубежом. «Москва стала одним из последних европейских городов, где появился каршеринг, несмотря все предпосылки к этому, — считает Лориана Сардар, сооснователь BelkaCar. — Потому сейчас мы догоняем весь мир». За два года существования автопарк BelkaCar вырос почти в десять раз со 100 до 950 автомобилей. Эффект низкой базы стимулирует предпринимателей создавать проекты для разных сфер: фудшеринг, обмен одеждой и игрушками, совместные жилье и путешествия и другое. Пять лет на рынке действует российский сервис аренды вещей (от спортивных коньков до нижнего белья) Rentmania.com. Проект Foodsharingrussia.ru начиная с 2015 года занимается вывозом нереализованных продуктов из кафе и магазинов. Чтобы спасти остатки еды от выбрасывания, основатели сервиса привлекают сотни волонтеров-фудсейверов, с помощью которых распределяют продукты среди нуждающихся. Еще одна российская платформа — краудфандинговая Boomstarter — призвана помочь музыкантам в привлечении спонсоров на запись новых альбомов. Так, именно здесь создатели фильма «28 панфиловцев» собрали бюджет на съемки. Большое внимание шеринг-сервисам и С2С-коммерции уделяют и корпорации типа «Яндекс» и Mail.ru Group. Последняя в 2017 году запустила онлайн-сервис поиска попутчиков в автомобильных поездках (райдшеринг) BeepCar. Годом ранее — доску объявлений от частных лиц с геолокацией «Юла», которая сейчас насчитывает около 22 млн пользователей ежемесячно. В феврале состоится запуск каршеринга «Яндекс.Драйв». Один из ключевых факторов популярности шеринг-платформ — возможность сэкономить. Услуги сервисов совместного пользования ощутимо дешевле, чем те, что предоставляет традиционный бизнес. «Шеринговая модель соответствует российскому менталитету, — уверена Лориана Сардар из BelkaCar. — Мы исторически привыкли к экономному потреблению, и это накладывается на уже сформированную базу». Хотя относительно российского менталитета мнения разнятся. Осенью 2017-го экс-глава российского офиса Gett Виталий Крылов объявил о запуске сервиса по подбору работы PapaJobs. Каталог заказов для «синих воротничков» (продавцы, официанты, повара, таксисты), — это по сути и есть шеринг человеческих ресурсов. Сегодня число пользователей приложением достигло почти 100 000 соискателей. Однако не все россияне пока готовы чем-то «делиться». Показательный пример — многие американские и британские бары, рестораны и магазины практикуют краткосрочный найм персонала в момент пиковой загрузки (вечер пятницы и субботы, праздники) — всего на пару дней. «Российские ритейлеры и рестораторы на такое пока не идут. Они держат людей в штате и на фултайме, несут высокие расходы, но не соглашаются работать с незнакомцем, пусть и высококлассным», — объясняет Крылов. Вторая, вытекающая из первой, проблема, мешающая развитию шеринг-экономики в России, — это безопасность. Найм официанта на один вечер грозит разбитой дорогой бутылкой вина, а, например, повара — испорченным импортным оборудованием. «Саморегулирование качества услуг — важная черта таких шеринг-сервисов. Отзывы, оценки, рейтинги очень важны здесь, — подтверждает Антон Губницын. — Недобросовестный исполнитель не только рискует остаться без клиентов, но и вообще быть исключенным из шеринг-сообщества». Однако, по словам Крылова, проблема решается страхованием ответственности. Подобная практика уже есть в сегменте такси и аренды жилья: Arnbn страхует акты аренды, а «Яндекс.Такси» поездки, совершенные после 00:00 по местному времени. Читайте также На «Драйве». «Яндекс» запустит сервис каршеринга в 2018 году Как «совместное потребление» меняет нашу жизнь и можно ли на этом заработать