Войти в почту

Эксперты «ФедералПресс» предупреждают пермского губернатора: второй год будет сложнее первого

Политика Год назад отставка губернатора Виктора Басаргина и назначение Максима Решетникова аннулировали многолетние конфликты местных элит с главой региона. В Прикамье привыкли видеть рядом с губернатором «серого кардинала». Отсутствие такой фигуры в окружении нынешнего главы региона вызывает противоречивые оценки. «Сам термин губернатор-технократ подчеркивает дистанцирование от политики, приоритет экономических и инфраструктурных вопросов. Это не было большой проблемой, потому что с политической точки зрения смена варяга Басаргина на пермяка Решетникова сама по себе работала на консолидацию элит. Но сейчас, на мой взгляд, политическому блоку не помешало бы усиление, появление понятного элитам менеджера, который бы выполнял не только исполнительские функции, но и модераторские во взаимоотношениях с группами влияния, депутатами, политическими и общественными структурами», – отметил Николай Иванов, политический консультант, член прикамского регштаба ОНФ. Сергей Неганов, директор Пермского государственного архива социально-политической истории уточнил, что если Решетников и не занимался публичной политикой, то внутриполитические процессы ему хорошо знакомы по работе в администрации губернатора Прикамья и правительстве Москвы, где система отношений с представительным органом власти предполагает плотную работу с Мосгордумой. «При наличии политического опыта Решетников не был публичным политиком. Но он мощно стартовал в новом качестве, о чем говорят явка и процент голосов, поданных за него на губернаторских выборах. Политический блок в своей работе сейчас во многом опирается на позицию, которую занимает губернатор в общественной мнении и в своей деятельности. Это – выгодная позиция, многие вопросы решаются «сами собой», не уверен, что здесь требуется усиление». «Порой не все интересы влиятельных групп очевидны, и на все риски от удовлетворения или неудовлетворения очевидны для краевой власти, – считает депутат краевого заксобрания Илья Шулькин, – Кто-то процесс должен модерировать. Могу привести пример Перми, где есть сильная по отношению к администрации городская дума. Депутаты научились эффективно отстаивать свои депутатские и недепутатские интересы. Они понимают, где нельзя перегибать палку, чтобы не вмешались краевые власти. Но на локальном уровне они делают все, что хотят. В регион пришел губернатор-технократ, для которого во главе угла стоит эффективность, а в городе сидят чиновники, которые не могут принять самостоятельное решение и ждут указаний сверху в парадигме прежней власти. Но губернатору не хватит времени давать инструкции каждому чиновнику, и процесс по многим направлениям встал колом! В том числе в близкой мне сфере ЖКХ». С депутатской точки зрения «Если элиты не готовы консолидироваться, их в эти процессы и палкой не загонишь», – считает глава социального комитета ЗС Сергей Клепцин. Он отметил, что губернатор на старте выбрал точки приложения усилий, которые объединили не только элиты, но и будущих избирателей: «Первые решения нового губернатора касались социальной политики. Здравоохранение как якорная тема – социально и политически выверенное решение, которое никого не оставило равнодушным. Каждый житель ощутил, что губернатор знает и понимает, какие проблемы наиболее важны». Кроме того, господин Клепцин отметил новый формат взаимодействия краевых властей и заксобрания. Столь любимые журналистом публичные схватки уступили место работе «в тиши кабинетов», в которой обе стороны прислушиваются к аргументам друг друга. Эту точку зрения поддержала глава бюджетного комитета ЗС Елена Зырянова. Она отметила, что элиты и промышленники широко представлены в закосбрании, и именно здесь они нашли эффективную площадку для взаимодействия с краевыми властями. Как результат такого содержательного общения она отметила региональные законы о межбюджетных трансфертах и финансовых гарантиях объединяющимся муниципалитетам. «Обновленный закон о межбюджетных отношениях стимулирует увеличение собственных доходов муниципальных образований. Новый подход к работе помог наполнить трансферты и дотации новым содержанием, закон перестал быть формальным, он несет в себе реальный пролонгированный эффект. Другой законопроект, направленный на защиту финансовых интересов бюджетов и жителей объединяющихся муниципалитетов носит, я бы сказала, вегетарианский характер. Он позволяет муниципалитетам принять политическое решение об объединении, снимая финансовые противоречия и опасения», – уточнила госпожа Зырянова. Николай Иванов подтвердил, что процесс объединения идет корректно даже там, где раньше сталкивался с противодействием местных элит, – в Краснокамске и Чайковском. Депутат прикамского ЗС, сопредседатель пермского краевого штаба ОНФ Дарья Эйсфельд отметила, что стратегические инициативы губернатора в здравоохранении, образовании, культуре импонируют избирателям, но их реализации порой вызывает вопросы из-за проблем в межведомственном взаимодействии. Госпожа Эйсфельд предположила, что идея создать президиум краевого правительства может быть связана в числе прочего с необходимостью решения тактических задач. «Выработана стратегия в здравоохранении, есть амбициозные проекты в образовании, статистика показывает рост числа медалистов и победителей олимпиад. Но не произошло взаимодействие с краевым минстроем, и мы имеем 17 % освоения средств на инфраструктуру здравоохранения. То же образование: школа № 48 рассчитана на 290 мест, а учится в ней 620 школьников. Вокруг продолжают строить дома, а расширения школы в планах нет, других школ в близлежащих районах нет. Снова где-то нарушена связка между ведомствами. Только что прозвучало предложение создать президиум краевого правительства. Если он займется вопросами межведомственного взаимодействия, это – ровно то, в чем мы нуждаемся. Сложно реализовать стратегию без качественной тактики». Илья Шулькин обратил внимание на то, что сформированные при прежнем губернаторе Басаргине элиты не ушли в оппозицию новому губернатору. «Решетникову достались представительные и исполнительные органы власти, сформированные при Басаргине, когда на первый план выдвигалась лояльность. Ту же систему подушевого финансирования муниципалитетов разрушили, фактически подменив ее платой за лояльность. Как результат, новый губернатор не получил в наследство ни одного успешного эффективного проекта – ни политического, ни инфраструктурного, ни управленческого. Приход Решетникова стал шоком для групп влияния, сформировавшихся на ценностях, склонных к паразитизму. Но они не рискнули уйти в оппозицию, потому что понимали: привилегии легко потерять», – подчеркнул депутат. Мнение общественности Представители общественности по итогам первого года работы губернатора отметили акцент на работу с молодежью, поддержку социально нуждающихся групп населения и открытость, готовность к диалогу и выработке эффективных и в то же время компромиссных решений. В качестве примера привели принятие инициированного губернатором краевого закона о поддержке обманутых дольщиков, что сразу вызвало критические замечания части экспертов за то, что он провоцирует патерналистские настроения и ничем не грозит недобросовестным застройщикам. «Почему за счет бюджетных средств закрываются проблемы конкретного сообщества? – спросил Илья Шулькин, – Для меня лично вопрос закрылся бы полностью, если бы в отношении застройщиков были применены реальные меры. Они должны сидеть в тюрьме! Мы сами, заливая эту проблему деньгами, стимулируем развитие подобных схем. Если будем влобовую исполнять этот закон, сколько миллиардов рублей может утечь? Надо привлекать к работе правоохранительные органы и суды, а иначе эта деятельность не имеет смысла, будут появляться новые недобросовестные компания, стройки и обманутые дольщики». «Это – крайне болезненная тема, которую губернатор предложил всесторонне рассмотреть на площадке Общественной палаты. В обсуждении принимали участие сами дольщики, эксперты, депутаты, представители краевого правительства, правоохранительных органов, общественных организаций. В итоге были сформулированы предложения, которые включили в краевой закон о поддержке обманутых дольщиков. В нем прописаны 22 категории социально нуждающихся граждан, которым край окажет поддержку», – пояснил член Общественной палаты Пермского края Ямур Гильмутдинов. Как было отмечено, по самому проблемному объекту (Первый Пермский микрорайон) уже принято решение о создании ЖСК и последующей достройке с субсидированием дополнительных затрат для социально нуждающихся категория дольщиков. Кроме того, господин Гильмутдинов обратил внимание на качественно новый подход к молодежной политике. «Год – достаточно короткий период, по его итогам трудно ждать заметных результатов, но в вопросе молодежной политике они на лицо. Впервые за много лет проведен молодежный форум, решено продолжить его в формате зимней сессии. То, как прошел форум, какие задачи были сформулированы, как был выстроен диалог с молодежными движениями и их лидерами, говорит что это – длинная история», – уточнил эксперт. Напомним, что, говоря об итогах прошлогодних сентябрьских выборов, эксперты объясняли 82 % голосов, отданных за Решетникова, в том числе тем, что глава региона сумел заручиться поддержкой молодежи. «При прежнем губернаторе мы не видели смысла стучаться в закрытые двери. С теми обращениями, с которыми к нам приходили люди, легче было работать на федеральном уровне. Сегодня двери открыты и к губернатору, и в его администрацию, и в правительство. Действительно, новым содержанием наполнена и молодежная политика и вопросы патриотического воспитания. Конечно, в образовании и здравоохранении копившиеся годами проблемы в одночасье не решить, особенно в удаленных территориях. Но главное: у краевых властей есть желание слышать людей и идти им на встречу», – считает Елена Шлыкова, руководитель исполкома пермского краевого регионального штаба ОНФ. Она напомнила, что губернатор помог вернуть 17-й гимназии спорный земельный участок, и выразила надежду на оказание аналогичной помощи 11-й гимназии. «Проблемы есть! Для нас определенным сигналом станет ситуация со школой в Сейве. Мы с ней с 2015 года бьемся, и до сих пор она не сдана. Мы не можем не говорить о том, что есть переполненные школы, школы в деревянных бараках, и таких ситуаций много! Особой доработки требует дополнительное образование, особенно в удаленных муниципалитетах. В здравоохранении много вопросов. На своей площадке мы обсудили ситуацию, удивительную неожиданным масштабом привлеченного внимания. По сути, проблема (перевод санитарок одного учреждения в уборщицы – прим. ред.) требовала всего лишь одной рабочей встречи. Если на местах ситуация не решается, надо подключать механизмы краевого уровня», – добавила глава краевого исполкома Народного фронта. Инфраструктура Самым резонансным проектом Максима Решетникова стала поддержанная президентом идея переноса железнодорожных путей из центра Перми на правый берег Камы. Председатель правления ПКОО «Союз архитекторов» Виктор Воженников подчеркнул готовность губернатора браться за самые тяжелые и вместе с тем важные проекты. «Первым городом, куда поехал Решетников, стали Березники. Это был смелый шаг – взяться за проблему, которой уже десять лет. Расселение жителей Березников из аварийного жилья – одна из самых насущных задач региональной градостроительной политики. Другая положительная тенденция: Министерство строительства и ЖКХ превратилось в Министерство строительства и архитектура. Думаю, что недалеко тот момент, когда у нас появится главный архитектор края, что, между прочим, прописано в Майских указах президента», – пояснил эксперт. Кроме того, Воженников отметил смену вектора в градостроительной политике краевой столицы. «Пермь не должна расползаться за свои границы, так как это уничтожит экономику города из-за нехватки средств на содержание растянутых дорог и сетей. Наоборот, надо уплотнять город за счет сноса ветхого и аварийного жилья и застройки освобождающихся территорий. Многие до сих пор не верят в реальность переноса железнодорожной ветки Горнозаводского направления, хотя первые шаги уже сделаны. Приобретение площадки завода имени Шпагина открывает путь к созданию культурного кластеру, реализации проекта Первогород, выход Перми к набережной». Господин Воженников уточнил, что без реализации данного проекта будет сложно организовать транспортировку увеличивающихся объемов продукции предприятий из Соликамско-Березниковского промышленного узла. «Если эти поезда пустить через центр города с промежутком раз в полчаса, Пермь ждет экологическая катастрофа!» – заявил участник круглого стола. Первый зампред инфраструктурного комитета ЗС Александр Борисов считает, что за минувшей год глобальные изменения произошли в области дорожного строительства. «То чего мы так долго ждали, свершилось. Денежные средства, которые заксобрание ежегодно принимало как расходные обязательства на ремонт и строительство дорог, наконец-то начали использоваться на ремонт и строительство дорог. Если раньше на небольшие населенные пункты и муниципальные образования не обращали особого внимания, закрывали глаза на инфраструктурные проблемы считавшихся неперспективными территорий (как, например, КУБ), чем провоцировали более глобальные проблемы с теми же долгами поставщикам ресурсов, то сейчас к этим территориям повернулись лицом. Тот же Гремячинск с собственными доходами в 120 миллионов рублей не может сам ремонтировать дороги без помощи края. Сейчас в Гремячинске и Кизеле дороги ремонтируются», – отметил депутат. По мнению эксперта, тренд на дорожное строительство и благоустройство небольших городов закладывается не на один год. Он укладывается в федеральные проекты в том числе партийные, направленные на поддержку малых городов. «У этих городов появляется перспектива выжить», – подчеркнул Борисов. Блиц-опрос Николай Иванов: «Второй год будет для Решетникова более важным и тяжелым, я бы сказал, судьбоносным. Первый год все обращают внимание на то, что говорит новый руководитель, на второй год смотрят, что он делает». Ямур Гильмутдинов: «В обществе растет запрос на общественный контроль и экспертизу, работа в данном направлении, думаю, будет продолжена. Тем более что закон сейчас дает широкие полномочия общественным организациям. Наверняка будет уделено внимание молодежному вопросу, который губернатор увязывает с социально-экономическими перспективами региона, с образованием, социальной интеграцией, профессиональной ориентацией». Александр Борисов: «Продолжится реформирование системы МСУ, которая уже стартовало в ряде муниципальных образований, и должно прийти к логическому завершению в виде преобразования муниципальных районов в городские округа». Сергей Клепцин: «Стратегия социально-экономического развития края должна быть уложена в один документ. И основополагающим в этом документе должна стать демографическая политика. Без демографии, рождаемости, внутренней миграции мы не сможем ни риски, ни ставить глобальные задачи, ни решать их». Дарья Эйсфельд: «Важно выстроить систему менеджмента. Ни один закон не будет работать, если он не будет исполняться в муниципалитетах. Губернатору необходимо организовать систему исполнения, контроля, наказания, иначе вертикаль власти эффективно работать не будет». Елена Шлыкова: «Уверена, что социальная сфера останется приоритетным направлением работы для губернатора». Елена Зырянова: «Заданные тренды будут пролонгированы. Отмечу: сокращение госдолга и дефицита краевого бюджета. По финансовой устойчивости Пермский край – в лидерах, а к 2020 году полностью уйдем от госдолга. Второй момент – межбюджетные отношения. Важно, чтобы этот механизм стимулировал развитие муниципалитетов и был справедливым. Важно: законы, связанные с самообложением граждан, инициативным бюджетированием, народным бюджетом. Качество госуправления – задача федерального уровня, неотделимая от кадровой политики. Это – одна из пока нерешенных задач, которая, тем не менее, стоит в повестке дня перед руководителями всех уровней. Сергей Неганов: «Есть многолетний процесс оттока населения из края. Часть пермяков не хочет здесь жить, не любит эту землю и при первой возможности стремится уехать. Причем – самые активные и образованные. Чтобы изменить социальное самочувствие, действовать надо по многим направлениям, учитывать не только зарплаты, уровень жизни, обеспеченность жильем. Надо учитывать такие трудноуловимые факторы, как, например, возможность гордиться чем-то на территории края. Год назад президент пожал руку Решетникову, значит, решили в Прикамье, новый глава региона – крупная рыба. После сентябрьских выборов в Прикамья сказали: да это электоральный кит! И теперь губернатору придется доказывать, что он – кит, делать одновременно все, что он обозначил плюс многое другое. И это неизбежно должно получаться хорошо, так как у жителей Пермского края возник повод для гордости: они захотели гордиться своим губернатором. И этот образ придется оправдывать». Виктор Воженников: «В предстоящем году хотелось бы определиться со всеми площадками крупных инфраструктурных проектов, особенно под театр оперы и балета. И приступить к реальному проектированию. Учитывая ошибки прежних губернаторов, которые повлекли потерю времени и средств, вопрос требует максимальной точности и профессионализма». Илья Шулькин: «Три ресурса – время, деньги и люди. Время начинает работать против губернатора. Принципиальным станет наполнение краевого бюджета. Прежняя власть строила стратегию на росте госдолга региона, не думая об эффективности. Решетникову достался тяжелый бэкграунд в вопросах взаимодействия с федеральным бюджетом, из-за чего участие в ряде госпрограмм в 2018 году провалено. Сейчас надо отработать вхождение в проекты 2019 года. Губернатору стоит серьезно заняться кадровым проектом и поискать людей, которые смогли бы в автономном режиме воплощать идеи Решетникова в жизнь во главе какой-либо территории или отрасли. Первый год эйфории прошел, сейчас оценки будут более критичными». Фото автора

Эксперты «ФедералПресс» предупреждают пермского губернатора: второй год будет сложнее первого
© РИА "ФедералПресс"