Областная консолидация: «ЛОЭСК» может угодить в «Россети»
Вопрос согласия Глава «Россетей» Павел Ливинский на этой неделе высказал мнение, что компания готова консолидировать активы в Ленобласти. «Консолидация это движение правильное, оно в стратегии развития электросетевого комплекса присутствует, и полностью соответствует стратегии компании. Если говорить о том, зачем это делать, то мы – естественная монополия, и эффект масштаба всегда присутствует. Это дешевле, чем создание дублирующих структур. Говоря о «ЛОЭСКе», мы готовы от коллег получить конструктивное предложение, и готовы рассматривать варианты консолидации. Мы в рамках норматива «Россетей» ведем работу в этом направлении. Это же двухсторонний процесс, один должен быть готов купить, другой должен быть готов консолидироваться. Сейчас самое главное – услышать согласие», – сказал он. Открытое акционерное общество «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» (ОАО «ЛОЭСК») образовано 30 августа 2004 года в соответствии с постановлением правительства Ленинградской области на базе 15 муниципальных предприятий электрических сетей. Сегодня это вторая по величине электросетевая компания на территории области. В ее состав входят 6 филиалов, обеспечивающих электроснабжение порядка 150 населенных пунктов региона с населением более миллиона человек. Это примерно 20% рынка Ленинградской области. Согласно аналитической системе "СПАРК-Интерфакс" компания на 75,1% принадлежит ООО «Росток" и на 24,99% правительству области. При этом ООО "Росток" принадлежит на паритетных основах гендиректору компании Дмитрию Симонову и сыну экс-губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, Вадиму. Некоторое время назад ходили разговоры о том, что «Ленэнерго» начнет свою экспансию с принадлежащего области пакета. «Идея была проста, выкупается областной пакет, а потом уже постепенно консолидируется вся компания. Однако тогда по разным причинам не срослось», – рассказал «ФедералПресс» источник знакомый с ситуацией. Говорят, что одной из причин была несговорчивость губернатора Александра Дрозденко, который не хотел терять контроль над удобной «домашней» компанией. Причина понятна, регион должен очень много денег «Ленэнерго» за счет «эффекта сглаживания» (полного возврата перераспределенной выручки). По данным «ФедералПресс», эта сумма на конец 2018 года может составить до 21,5 млрд рублей. И чтобы вернуть эти деньги компании региону придется до 2020 года последовательно повысить тарифы сначала на 21,5%, потом еще на 30,1% и в 2020 году сразу на 69,2%. На это власти пойти не могут по понятным причинам, таким как социальная напряженность и большая нагрузка на бизнес. Формирование инвестпрограммы «Ленэнерго» идет через тарификацию. Если Ленобласть не будет повышать тарифы, то инвестпрограмма программа будет сокращаться. «Тарифа в настоящий момент хватает только на поддержания инфраструктуры, но не на новое строительство», – сказал собеседник агентства. «Когда руководство «Россетей» выходило на администрацию Дрозденко, им посоветовали обратиться к мажоритарным акционерам», – сказал «ФедералПресс» генеральный директор «ЛОЭСК» Дмитрий Симонов. На вопрос о возможной консолидации активов Симонов ответил, что «конкретно никто не обращался». «Четкой конкретики не было, такой, о которой можно говорить, не было. Разговоры подобные идут уже лет шесть, их не было только, когда были финансовые проблемы», – сказал он. Кроме того, по словам Симонова, на последней встрече с генеральным директором «Ленэнерго» обсуждался только один вопрос: интересна ли продажа акционерам? «Готовы, не готовы? Если не готовы, то они отступают, и вопрос больше не поднимается, потому что надавить на нас невозможно, а если готовы, то на каких условиях, Я сказал, что готовы, но только за деньги, они понимают, что в нашем случае это только деньги. Когда будут деньги, тогда и обсудим», – сказал он. «Я интуитивно и так предполагаю возможную стоимость. Я каждый год провожу такое исследование. По итогам 2017 года чистая прибыль будет около 2,8 млрд рублей. Я уверен, что за минусом всех обязательств и долгов, мажоритарий может получить не меньше 15 млрд рублей», – добавил Симонов. Вопрос цены Стоит отметить, что, по словам источника «ФедералПресс», вопрос о консолидации «ЛОЭСКа» в последние три года не выносился из-за того, что в «Ленэнерго» сомневались в целесообразности приобретать актив за те деньги, которое хотят получить акционеры. «У собственников компании завышенные ожидания и требования по стоимости компании. Порой несколько неадекватные», – сказал собеседник издания. По его словам, все финансовые показатели компании завязаны на то, что область установила достаточно высокий тариф. Слова источника агентства, подтверждают и открытые данные комитета по тарифам. По ним НВВ (необходимая валовая выручка) на содержание ПАО «Ленэнерго» выросла с 2013 года по 2017 год всего на 38%, а у «ЛОЭСКА» в 2,9 раза. Кроме того, как рассказал «ФедералПресс» источник в правительстве региона у «ЛОЭСКа» в тариф заложено возвращение бюджетного кредита. «Так что есть риск, что при поглощении ЛОЭСКа возникнет вопрос у правительства: «а почему у вас тариф такой», – сказал собеседник агентства. В администрации Ленобласти "ФедералПресс" заявили, что «находящиеся в собственности Ленобласти акции ЛОЭСК не включены в действующую программу приватизации государственного имущества региона. Переговоры об их возможной продаже не ведутся». «Речь о консолидации сетевых активов идет не первый год. Если говорить в целом, то перевод управления энергосетевым хозяйством в одни руки позволит значительно повысить надежность и безопасность энергоснабжения региона, упростит процессы технологического присоединения потребителей к сетям. Кроме того, это обеспечит возможности для налаживания системной работы по обслуживанию и модернизации сетей, выстраивания более эффективной и масштабной инвестиционной политики. Будет также решена проблема бесхозяйных сетей или сетей, которые временно не обслуживаются, уйдет необходимость изыскивать дополнительные средства на обслуживание сетей или потери в них», – прокомментировал «ФедералПресс» ситуацию заместитель председателя правительства Ленинградской области по жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Олег Коваль. По его мнению, важно понимать, что консолидация – это вопрос не одного дня. «И даже не одного года. При этом, чтобы осуществить такие намерения, необходимо соблюсти достаточно много условий. В первую очередь, это касается прав собственности на имущество: как оно подтверждено, имеются ли технические паспорта, поставлены ли объекты, в том числе линейные, на кадастровый учет», – добавил он. По его словам, в настоящее время в администрации Ленобласти ведется работа по приведению в нормативное состояние электросетевого хозяйства, которое либо является бесхозяйным, либо уже принято на баланс муниципальными образованиями. Разработан порядок, в соответствии с которым будут выделяться субсидии муниципальным образованиям на проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, для восстановления и приведения в нормативное состояние электросетевых активов – трансформаторных подстанций и линий электропередач. «Это необходимо сделать, чтобы создать необходимые условия по каждому объекту для последующей его передачи в аренду либо продаже в собственность электросетевой компании», – пояснил он. Все эти манипуляции с консолидацией ведутся в соответствии с указом президента от 22.11.2012 № 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети» и стратегией развития электросетевого комплекса страны, утвержденной распоряжением правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р, в целях обеспечения высоких стандартов качества и надежности энергоснабжения потребителей, обеспечения энергетической безопасности регионов РФ за счет внедрения единых принципов оперативно-технологического управления, единых требований технической и эксплуатационной политики. ПАО «Россети» должны осуществить консолидацию электросетевых активов территориальных сетевых организаций, садовых некоммерческих товариществ, физических лиц, а также вовлечь в хозяйственный оборот бесхозяйное имущества, используемое в процессе передачи электрической энергии. За канцелярским языком скрывается простая история – государство, посмотрев результаты, отказывается от ранее сделанного раздела электросетевого хозяйства и пытается его соединить.