Начинающим предпринимателям рассказали, как оформить бизнес по франшизе
В пятницу, 2 февраля, эксперты и предприниматели рассказали инвесторам об основах запуска бизнеса по франшизе в сфере общественного питания. Занятие прошло на площадке Цифрового делового пространства при поддержке Департамента города Москвы по конкурентной политике, государственного бюджетного учреждения "Малый бизнес Москвы". Открытие собственного дела с нуля - всегда большой риск. Просчитать, станет бизнес успешным или, напротив, прогорит, для предпринимателей-новичков задача не всегда реальная. Избежать провала с высокой гарантией позволит открытие бизнеса по франшизе. То есть речь идёт о покупке лицензии, праве на ведение бизнеса с использованием чужой торговой марки, имени, технологий производства. -Франчайзинг - основной драйвер развития малого среднего бизнеса в мире, - говорит президент российской Ассоциации франчайзинга Агнесса Осипова. - В последнее время идёт активный рост заявок на франшизу по фаст-фуду и ресторанам. И это не удивительно: по статистике, через пять лет после открытия бизнеса по договору франчайзинга порядка 85 процентов всех предприятий продолжают работать. Что касается компаний, запущенных с нуля, то на рынке в среднем остаётся около 15 процентов "игроков". Секрет успеха работы по франшизе эксперты объясняют тем, что за основу берётся протестированная ранее бизнес-модель. Запустить точку общепита, ресторан, как правило, помогает компания, которая передаёт право на работу от имени своего бренда. По словам старшего вице-президента по франчайзингу сети пиццерий Эрнесто Гонсалеса, предоставляются все необходимые рекомендации, есть список поставщиков оборудования, готовые стандарты работы для персонала. При этом весомую роль в успехе, уверен он, играет сила, узнаваемость бренда. И принципы работы этого бренда должны быть понятны предпринимателю. Ведь франшиза, по словам вице-президента, руководящего развитием крупного сети фаст-фуда на территории России Геннадия Кочеткова, это модель ведения бизнеса. Она должна быть четко прописана. -Это некая обучающая система: покупатели франшизы - ученики, а продавцы - учителя, -уверен Кочетков. - Одного бизнес-плана здесь недостаточно. Как рассказал директор по развитию крупной сети кофеен Виталий Дмитриев, работа в общепите по франшизе предусматривает точное выполнение стандартов, регламентов и инструкций. - Есть как жёсткие варианты франшизы, так и более мягкие, которые оставляют возможности для манёвра, -объясняет эксперт. - Но любое действие должно быть согласовано с брендом. Несмотря на то что франчайзинг даёт возможность для более быстрого старта бизнеса, это не значит, что работать предпринимателю придётся меньше. Скорее даже, наоборот, больше, во всяком случае до тех пор, пока в полную силу не будут запущены торговые точки. Это может занять несколько лет. При этом он советует не открывать предприятие "под ноль"- должна быть резервная финансовая подушка. Ее должно хватить на первые несколько месяцев работы - с учетом выплаты зарплаты сотрудникам, а также снижением предполагаемого размера прибыли. Прежде чем начать бизнес по франшизе, эксперты рекомендуют пообщаться с теми предпринимателями, которые уже несколько лет работают с конкретным брендом по аналогичной системе. Так удастся выяснить все подводные камни. Стоит обращать внимание и на стоимость вложений. Начать бизнес по франшизе в сфере общественного питания - не самое дешевое удовольствие. Вложить придётся, как минимум, два миллиона рублей. Более низкие ценовые предложения должны вызвать у бизнесмена подозрение - сделка может оказаться невыгодной. С арендой и покупкой помещений предпринимателям сегодня активно помогает город. Как рассказал начальник отдела привлечения и сопровождения Департамента города Москвы по конкурентной политике Василий Калинкин, в 2010 году в столице был запущен инвестиционный портал investmoscow.ru. На нем представлена проверенная информация для предпринимателей. Всего на портале действует около 20 сервисов в формате "магазин на диване". -Можно получить любую информацию в электронном виде, в том числе, записаться на осмотр помещения,- сообщил Калинкин. По его словам, если предприниматель выбирает для ведения бизнеса по франшизе авторитетный бренд - то ему гарантировано 70 процентов успеха. Остальные тридцать процентов будут зависеть от того, насколько чётким будет контроль за выполнением всех инструкций по работе.