Эффективность работы управляющих компаний можно повысить, решив системные проблемы
Поговорят напрямую "Все привыкли ругать управляющие компании. Но на самом деле основная масса УК старается работать на совесть. При этом у них много проблем, и сегодня мы решили выслушать их, разобраться. Это необходимо, чтобы выработать единый подход к взаимоотношениям между властью, надзорными органами, ресурсоснабжающими организациями, собственниками и управляющими компаниями", — открыл заседание круглого стола председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ областной Общественной палаты Виктор Часовских. Традиционно одной из самых острых тем остаются отношения управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями. Тема приобрела особую актуальность в преддверии перехода на прямые расчеты жителей за потребленные коммунальные ресурсы. Один из аспектов — сложности в доказательстве некачественной поставки ресурса, а следовательно, финансовые потери управляющих компаний, получающих претензии от жителей за недостаточно горячие воду и батареи. Заместитель председателя комиссии Игорь Косилов подчеркнул, что в договорах между РСО и УК, а в дальнейшем между РСО и собственниками жилья, должны быть прописаны нормативные параметры поставляемых ресурсов. Участники встречи выразили надежду на скорейшее законодательное закрепление этих норм. В ситуации с долгами УК за ресурсы представители управляющих компаний единогласно заявили, что основная причина — накапливающийся недосбор платежей жителей. Ведь ресурсник требует 100% оплаты, а у управляющих компаний проблем не только в неплатежах потребителей, но и в кассовых разрывах. Участники встречи констатировали, что пока нет ясности, в каких условиях окажутся стороны после вступления в силу прямых договоров. Разделить ответственность Важнейшим вопросом взаимоотношений управляющих компаний и муниципалитета остается разделение ответственности за содержание территорий. "Нередко говорят, что управляющие компании воруют деньги. Они их не воруют, а вынуждены под воздействием муниципалитета перенаправлять, например, на уборку снега на территориях, которые по факту являются муниципальными", — заметил председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самары Алексей Чигенев. И получил утвердительный ответ от представителей УК на вопрос о том, убирают ли они внутриквартальные территории, не прописанные в договорах управления. Но если работ нет в договорах, на их выполнение нет и денег. Почему же они должны сниматься с других статей по содержанию дома? Виктор Часовских уточнил, что сначала необходимо провести межевание земельных участков в Самаре. Тогда можно будет четко разделить, какая земля относится к общему имуществу МКД и должна обслуживаться УК, а какая земля — муниципальная. И если город хочет, чтобы за те или иные муниципальные территории отвечали УК, это должно быть прописано в соответствующих договорах. Защита от махинаций Серьезный вопрос поднял исполнительный директор УК "ЖКС" Вячеслав Князьков. Так на сегодня отсутствуют механизмы информирования управляющих компаний о том, что те или иные дома уходят в другие управляющие компании. "Об этом часто УК узнают уже из обновленного реестра ГЖИ. Хотя уведомления о расторжении договоров мы должны получать за месяц, чтобы успеть со своей стороны расторгнуть договоры по этим адресам с поставщиками ресурсов. Еще опасное следствие таких ситуаций — появление двойных квитанций. А заложниками оказываются жители, которые, к слову, сами признают, что не слышали о проведении общих собраний о смене УК и не знают, каким образом попали подписи в протоколы", — заявил Вячеслав Князьков. Главный консультант правового управления государственной жилищной инспекции Самарской области Алексей Давиденко подтвердил, что на сегодня имеет место пробел в законодательстве, по которому ГЖИ не имеет полномочий проверять подлинность представленных протоколов. "Есть УК, у которых ничего нет, кроме авторучки. Мы это видим, но по формальным основаниям не имеем права не выдать им лицензию и не включить дома в их реестр. Ждем изменений лицензионных требований, по которым в расчет бы брались материально-техническая база, другие рабочие ресурсы компаний", — сказал он еще об одной проблеме. Виктор Часовских отметил, что эти и другие вопросы обязательно войдут в рабочую повестку будущей согласительной группы.