Круизная игрушка Смольного: где взять 150 миллионов евро под сомнительные перспективы?
К проекту привлекут ВБТ или Сбербанк О создании компании объявили на прошлой неделе, когда два губернатора – петербургский Георгий Полтавченко и калининградский Антон Алиханов посетили пассажирский порт северной столицы. Перед их приездом коммерческий директор компании «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Алексей Панфилов сообщил журналистам, что компания намерена запустить паромную линию, которая соединит основные порты Балтийского моря. «Линия будет запущена в первом полугодии 2019 года», – сказал он. Ожидается, что она свяжет Санкт-Петербург, порты Хельсинки, Стокгольма и Таллина. В перспективе к ним добавится морской порт «Пионерский» (Калининградская область), где к концу 2019 года должны построить международный морской терминал. При этом в рамках реализации проекта планируется приобрести паромное пассажирское судно ледового класса для круглогодичной навигации. Глава комитета по туризму Андрей Мушкарев сообщил журналистам, что в перспективе число судов, работающих на линии, увеличится до пяти. «Стоимость одного судна составит где то 150-180 млн евро», – отметил он. По курсу на сегодняшний день на первом этапе нужно финансирование в размере 10,4-12,5 млрд рублей. Даже при условии того, что судно будет не новое, а как говорит Мушкарев «не старше пяти лет», это все равно около 8-10 млрд рублей. Как уверены источники «ФедералПресс» в Смольном, «тяжело будет привлечь инвестора». Тем более на не очень понятных пока условиях. Как сообщил Андрей Мушкарев «ФедералПресс» к созданию компании планируется привлечь банки. «Переговоры ведутся с крупными федеральными структурами», – сказал он. Глава комитета добавил, что «суда для компании будут браться в лизинг». Осведомленный источник в правительстве города уточнил, что «это ВТБ и Сбербанк, традиционные партнеры Смольного». Экономика просчитана слабо Как сообщил Панфилов, «Морской фасад», 100% акций которого владеет петербургский комитет по управлению городским имуществом, готов вложить в покупку судна, способного перевозить частный и коммерческий транспорт, 600 млн рублей собственных средств. Оператором линии может стать компания, учредителями которой выступят Санкт-Петербург и Калининградская область. «Это один из вариантов. Но если он не будет реализован, то мы готовы сами запустить линию», – уточнил Панфилов. По словам Георгия Полтавченко, Смольный ищет партнеров для реализации проекта, городские власти «ведут переговоры с бизнесом, есть несколько интересантов». Губернатор Антон Алиханов сообщил, что Калининградская область в 2020 году введет в строй пассажирский порт «Пионерский» и тогда будет готова войти в компанию. При этом в Калининграде тоже не хотят тратить бюджетные деньги – они готовы предложить преференции особой экономической зоны. Но только в том случае, если филиал компании будет зарегистрирован на территории области. Между тем, одни из участников рабочей группы на условиях анонимности сообщил «ФедералПресс», что «идея круизной копании целиком и полностью принадлежит вице-губернатору Олегу Маркову и Мушкареву». «Они двигают эту идею, не смотря на то, что экономика проекта просчитана слабо», – сказал он. При этом, по словам собеседника агентства, чиновники не считаются с мнением ряда экспертов, которые уверены, что для города и порта «Морской фасад» приоритетным и стратегически важным является развитие партнерства с крупнейшими частными паромными операторами. Конкуренции не боимся В настоящее время регулярные круизы по маршрутам «Санкт-Петербург – Хельсинки – Таллин – Стокгольм – Хельсинки – Санкт-Петербург» и «Санкт-Петербург – Хельсинки – Санкт-Петербург» осуществляет компания Moby SPL. Moby SPL - международный паромный оператор в Санкт-Петербурге, созданный осенью 2016 года путем слияния компании St.Peter Line и итальянского паромного оператора Moby S.p.A. Как отмечал ранее бывший генеральный директор St.Peter Line Сергей Котенев (ныне директор Moby SPL), новая компания была создана на паритетных началах. Как сообщает оператор, 25 марта паром Princess Anastasia, прошедший техническую реновацию, отправится в первый круиз из Петербурга. В новом расписании не предусмотрена ночная стоянка в Петербурге, а это значит, что отправлений из северной столицы будет больше. В 2018 году паром «Принцесса Анастасия» будет оперировать в формате двухнедельного расписания. «Не боимся конкуренции. Считаем, что Петербург – морская столица и должен иметь не только пассажирские паромы, но и грузопассажирское сообщение. Город так же, как и наши соседи в Таллине и Хельсинки должен иметь несколько круизных компаний. Если такая компания будет создана городом, то мы будем только рады", – сказал "ФедералПресс" Сергей Котенев. Российская круизная компания необходима «Как и любая масштабная инициатива, проект создания российской круизной компании и развитие круизного туризма между Санкт-Петербургом и Калининградом имеет несколько измерений», – сказала «ФедералПресс» директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская. По ее словам, мировой круизный туризм растет в последние годы на 3-4% в год. Но на Балтике российского круизного оператора с регулярными маршрутами на сегодняшний день нет, доминируют (а значит, получают прибыль и платят налоги в своих странах) иностранные компании. «Появление отечественной компании такого рода может стать важным и принципиальным шагом в развитии не только круизного туризма Санкт-Петербург – Калининград, но и в принципе морского круизного туризма с российскими корнями», – сказала она. Шадская отмечает, что для успешной реализации этой инициативы должны сойтись несколько важных факторов: во-первых, очень сильная, системная и многолетняя поддержка якорного инвестора со стороны государства. «Во-вторых, включение в перечень портов захода зарубежных портов», – добавила она. В-третьих, популяризация морского круизного отдыха среди россиян, а также по возможности круглогодичной работы, и самое главное – грузопассажирский характер перевозок для большего экономического эффекта. «Как полагают эксперты СЗРО РСТ, реализация такого проекта не только возможна, но и необходима. Однако для его успеха необходима очень тщательная проработка и создание максимально комфортных бизнес-условий с постоянным продвижением Санкт-Петербурга и Калининграда как центров международного круизного туризма на Балтике», – заключила Шадская. Стоит отметить, что создание регионального паромного оператора это позитивный знак для туристического рынка. Например, в Европе присутствует от трех до пяти различных компаний перевозчиков такого плана, которые предлагают довольно широкий разброс цен. В настоящее время билеты на круизы по Балтийскому морю достаточно дорогие, поэтому для российской круизной компании, скорее всего, понадобятся существенные меры господдержки на всех этапах ее создания. Это значит, что привлечение экономических зон Калининграда здесь более чем актуально.