Ещё

Почему Калмыкия страдает от транспортной недоступности 

Фото: Российская Газета
Как признался на одной из прямых линий с жителями Калмыкии глава региона Алексей Орлов, авиасообщение является больным вопросом для республики. Самолеты из Москвы в Элисту и обратно летают три раза в неделю. При этом полеты обходятся довольно дорого как для жителей, так и для бюджета небогатого региона.
— Чтобы поддержать авиасообщение, каждый рейс, в зависимости от сезона, приходится субсидировать из республиканского бюджета на сумму от полутора до трех миллионов рублей. При этом мы не можем регулировать ценообразование, и авиаперевозчик, обслуживающий рейсы, пользуется монопольным правом и выставляет грабительские цены. Если покупать билеты за неделю — две, придется заплатить около восьми — девяти тысяч рублей. Если времени до полета остается меньше, цена еще выше. При этом сервис оставляет желать лучшего. Мы просили авиакомпанию увеличить частоту полетов хотя бы до четырех — пяти раз в неделю, но с нас требуют повышения бюджетного финансирования и субсидий, а на это мы уже пойти не можем, — говорит Алексей Орлов.
Добраться авиатранспортом в другие дальние регионы жители Калмыкии могут только через Москву. Какое-то время, правда, летал еще самолет по маршруту Москва — Элиста — Сочи, но это не стало решением проблемы «авиаизолированности» республики. Сложную ситуацию с воздушным транспортом корреспонденту «РГ» подтвердили и в региональной Торгово-промышленной палате.
— Авиабилеты у нас очень дорогие. Недавно я смогла купить билет из Элисты в Москву за семь с половиной тысяч рублей. Покупку сделала за 10 дней до полета, — поделилась своим опытом председатель ТПП республики Надежда Ильянова. — Многие предпочитают летать из Волгограда. Там можно купить авиабилет в столицу за две тысячи рублей. Но приходится несколько часов ехать в Волгоград на автобусе или микроавтобусе и платить за это от 700 рублей. Но даже этот неудобный способ выходит значительно дешевле, чем прямой перелет из Элисты.
Попытка наладить полноценное железнодорожное сообщение тоже не увенчалась успехом, несмотря на имеющуюся железнодорожную ветку. Заполняемость запущенных в 2016 году по маршруту Элиста — Москва прицепных вагонов составила около семи процентов. Судя по всему, повлияло неблагоприятное соотношение цены билета и временных затрат, необходимых для того, чтобы добраться до столицы (поездка осуществлялась через Ставрополь). Руководство РЖД пришло к ожидаемому решению о закрытии нерентабельного маршрута. Сейчас власти хотят провести публичные слушания, изучить в соцсетях мнение жителей республики о том, при каком соотношении качества и цены они готовы пользоваться железнодорожным транспортом, и возобновить переговоры с РЖД.
В общем автомобильный транспорт не имеет альтернативы. Для поездки в соседние регионы и Москву жители Калмыкии предпочитают пользоваться относительно комфортабельными междугородними автобусами и маршрутками. При этом последние успешно занимают рынок, дополняя услугу межрегионального перевозчика сервисом такси.
— Мы забираем элистинцев прямо из дома и развозим каждого по указанному адресу в Ростове. Благодаря этому нам удалось вытеснили конкурентов, которые предлагали поездку только от вокзала до вокзала, — рассказал корреспонденту «РГ» водитель элистинской транспортной компании, обслуживающей маршрут Элиста — Ростов.
Но даже семичасовая поездка в соседнюю Ростовскую область — это все-таки неудобно и физически некомфортно. А добираться в Москву или Санкт-Петербург пассажирским автотранспортам из Элисты еще тяжелее, особенно для людей в возрасте. Одна из местных жительниц призналась корреспонденту «РГ», что предпочла собрать немалые по местным меркам деньги на авиаперелет, чтобы отвезти на лечение пожилую мать. Отправиться в длительное путешествие на автобусе она попросту не решилась.
К тому же, по словам элистинцев, такие поездки не всегда безопасны. В прошлом году уже были резонансные аварии с пассажирским транспортом из Калмыкии. Что, впрочем, неудивительно: ехать приходится ночью, порой при неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, зачастую возникают вопросы к опыту водителей и графику их сменяемости. Для товарной логистики также используется автотранспорт. Если немногочисленные сетевые компании доставляют грузы собственными фурами, то представители малого бизнеса используют личный автотранспорт или вскладчину нанимают машину.
— Собираются торговцы из пяти — шести рыночных павильончиков, договариваются с транспортниками, оплачивают машину, которая отвозит их, например, на рынок в Пятигорске. Они закупают там товар и на той же машине возвращаются обратно. Так и ездят по мере необходимости один — два раза в неделю, — объясняет Надежда Ильянова.
Среднесуточная пропускная способность трасс в Калмыкии составляет около 8000 машин. При этом дороги в регионе начали активно ремонтировать, что позволяет развить автотранспортное сообщение и сократить аварийность. Но со временем, возможно, через степную республику пойдет гораздо более мощный автотрафик.
— Трасса «Дон» уже находится на грани перегруженности. А ведь с вводом в эксплуатацию Керченского моста и автотрассы «Таврида», количество транспорта, направляющегося по ней в Крым, увеличится. Значит, требуется альтернатива. И путь через Элисту является удобным маршрутом для того, чтобы добраться из северной и центральной части России в Крым. Поэтому нужна реконструкции трассы Волгоград — Элиста. Ее необходимо расширить до четырех полос, установить там освещение и отбойники, — отмечает Алексей Орлов.
По его словам, властям Калмыкии уже удалось найти понимание в этом вопросе на федеральном уровне.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео