Историческая травма?: как в Казани относятся к Ивану Грозному

Ровно 470 лет назад, 29 января 1547 года (по новому стилю — 16 января) Иван Грозный первым из русских князей принял титул царя. Историки признают, что монарх отличался жестоким и деспотичным характером. С другой стороны, именно при нем в Европе начали воспринимать Русь как серьезного игрока. Он расширил государство, присоединив Казанское и Астраханское ханства. Привет от «бабушки» С завоевания Казани прошло почти 500 лет, но неприязнь к Ивану Грозному сильна до сих пор. Периодически некоторые сообщества в соцсетях напоминают о том времени. «1552. Помним. Не забудем». А осенью 2017 года, с обострением языкового вопроса в Татарстане, по соцсетям гуляло обращение общественного деятеля Фаузии Байрамовой, которую называют «бабушкой татарского национализма». Она утверждала, что нынешняя ситуация, когда в регионе отменили обязательное преподавание татарского языка в школях, сравнима с событиями 1552 года. «Наше сегодняшнее положение напоминает октябрь 1552 года. Если тогда мы потеряли наше государство, то теперь стоим на пороге того, чтобы потерять нашу нацию. Запрет изучения татарского языка в школах — это означает запрет самой нации, прекращение жизни», — писала она. «Фигура Ивана Грозного и сейчас крайне отрицательна для татар, — подтвердил „Ридусу“ доктор исторических наук Дамир Исхаков. — Причин две: во-первых, это насильственный захват Казанского ханства, когда татары сильно пострадали. Я сам считал — татары потеряли треть Казанского ханства. После этого татар начали выселять из городов, так что мы фактически потеряли городскую часть населения. Ну и во-вторых, последовавший за этим процесс насильственной христианизации». По словам историка, в первую очередь христианство принимали ханы и их ближайшие родственники. Многих знатных татар выселили в северные области — например, Новгород. Турист, оказавшись в Казани, вряд ли поймет, что татары думают о «великом князе всея Руси». С одной стороны, остров-град Свияжск, построенный по приказу Ивана Грозного как база русских войск для осады Казани, здесь называют оплотом православия. Недавно остров пережил реконструкцию, и сейчас гулять по нему — одно удовольствие. В то же время практически в центре Казани, недалеко от Кремля есть храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани. Он заброшен и не действует. Лишь несколько раз в год православные активисты убирают в храме, а священник проводит службу. «Татарам вряд ли особенно люб этот монумент. Не знаю, если центральные федеральные власти считают себя наследниками имперской власти, они должны за ним ухаживать», — считает Исхаков. «Кроме насильственной христианизации, была и добровольная» А вот у православных татар (кряшен) особого негатива к Ивану Грозному нет. Официальная наука считает их группой в составе татар, но сами кряшены называют себя отдельным народом. Историк, председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани Аркадий Фокин убежден — Иван IV практически не повлиял на формирование этой этнической группы. «В целом к Ивану Грозному кряшены относятся более спокойно, потому что он и его политика христианизации татар-мусульман не оказали существенного влияния на этноконфессиональную самоидентификацию кряшен. Нельзя утверждать, что насильственной христианизации не было, но с другой стороны, мы совершенно не согласны с мнением, что кряшены произошли в результате нее. Кроме насильственной христианизации, была добровольная, начиная с раннего Средневековья. Есть те, кого насильно крестили после взятия Казани. Но как вы помните, Екатерина II разрешила исповедовать любую религию, и очень многие ново-крещеные татары, как их называют, вернулись в ислам. А уж после революции, после Японской войны, после Первой мировой, гражданской войны все, кто желал, ушли от православия», — объяснил он «Ридусу». Однако и среди татар есть те, кто считает, что Иван Грозный сыграл положительную роль в истории Татарстана. Согласно результатам социологического исследования «"Войны памяти» и «конвенции памяти» в постсоветском Татарстане: элитарные версии исторического прошлого и массовые представления", проведенного социологами Казанского федерального университета, таких около 34,2%. При этом, отвечая на вопрос «Какие события в истории Татарстана вы считаете самыми трагическими», вариант «завоевание Казани в 1552 году» выбрали только 8,8% казанцев и 11,6% казанцев-татар. Самый популярный ответ — «Великая Отечественная война», этот вариант выбрали 34,2% жителей Казани и 32% казанцев-татар. На втором месте оказалась война в Афганистане — так считают 6,6% казанцев и 14,8% казанцев-татар, сообщает ИА «Регнум». Миф 1552 года? Казанцы нового времени начали воспринимать завоевание города как трагическое событие лишь в 90-х годах, убежден историк Александр Овчинников. «1552 год в Татарстане позиционируется как особая дата. В 90-е годы местными интеллектуалами и политиками была сконструирована целая „историческая травма“. Суть её в том, что взятие Казани войсками Ивана Грозного — тяжелейшее событие в истории татар: они лишились независимости, государственности, возможности развивать свою культуру и т. д. Такую интерпретацию событий я бы назвал больше политической, чем научной», — рассказал он. Говорить о том, что татар лишили государственности в 1552 году, с научной точки зрения неправильно, убежден эксперт. В XVI веке, по его словам, еще не было ни народов в современном смысле этого слова, ни самой государственности как явления. «В средневековых источниках фиксируется то, что современному человеку кажется невозможным — „беспроблемный переход“ из одной „национальности“ в другую. Даже один из нынешних татарских идеологов, историк Дамир Исхаков, в одной из своих научных публикаций был вынужден признать, что в источниках XVI—XVII веков половина чувашей называется черемисами, ясачная часть татар в пределах Казанского края — „ясачными чувашами“, будущие группы татар Среднего Приуралья именуются остяками… Это все равно что, например, человек сначала был студентом, потом, спустя определенное время, стал военным пенсионером, при этом переехал из Казани в Москву и превратился из казанца в москвича. Таким образом, никаких „народов“ в 1552 году не существовало, поэтому нельзя говорить, что войска русского государства лишили татар государственности», — считает он. Овчинников уверен, что «миф 1552 года» очень конфликтогенен. В рамках этого мифа современные русские ассоциируются с потомками завоевателей, а татары — с потомками их жертв. Ситуация несколько обострилась в октябре 2017 года после того, как в местных школах отменили татарский язык как обязательный предмет. Многие общественные деятели и ученые принялись сравнивать ситуацию с 1552 годом — мол, тогда татары потеряли государство, а сейчас они теряют язык — важнейшую часть „души народа“. Заговорили даже о новом „национальном пробуждении“, и в текстах опять часто замелькали цифры 1552. Сейчас можно сказать, что это была относительно небольшая вспышка этого мифа. Он муссировался только в отдельных местных изданиях, и сейчас эта тенденция явно пошла на спад, подчеркнул историк. Примерно с 2000-х годов, с начала укрепления вертикали власти казанские историки начали описывать события XVI века менее эмоционально, напомнил Овчинников. К примеру, директор Института татарской энциклопедии Академии наук Татарстана Искандер Гилязов недавно заявил: «Мы что, должны 450 лет лить слезы, что потеряли свое государство?» «Так что сейчас в официальных публикациях подчеркиваются положительные моменты вхождения Среднего Поволжья в состав Российского государства. Больше пишут о „взаимообогащении культур“ и начале России как многонационального государства», — подытожил собеседник «Ридуса».

Историческая травма?: как в Казани относятся к Ивану Грозному
© Ридус