Войти в почту

Покупатель сам рассудит

Государство должно начать регулировать цены на молоко! С этой неожиданной инициативой выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. Производителям и переработчикам, заключившим контракты, надо позволить повышать отпускные цены в случае удорожания себестоимости продукции. А еще, сказал бизнес-омбудсмен, надо стимулировать спрос на молоко с помощью пропаганды здорового питания. Интересно, а с чего это вдруг возникла необходимость бросаться на помощь молочникам? Отрасль в загоне, в магазинах пропало молоко? Зайдите в любой московский гастроном. На прилавке — самая разнообразная продукция сразу нескольких торговых марок. Хочешь — цельное, прямо от коровы, хочешь — разбавленное любой жирности. Вот — без стабилизаторов и консервантов, но скоропортящееся, а вот — с гарантией хранения полгода. Глаза разбегаются от ярких упаковок: тут и бутылки, и бумажные пакеты, и полиэтиленовые. Да и цены вполне демократичные, есть продукция на любой кошелек. Все это — закономерный результат конкуренции. Рынок вынуждает производителей бороться за качество продукта, искать пути, как угодить сердцу и желудку потребителя. И сам же рынок регулирует цены. А то, как государство справлялось с этой задачей, хорошо помнит старшее поколение. В 1980-х годах, которые сейчас многие вспоминают с ностальгией, я ходил за молоком в ближайший магазин «Юбилейный». Его назвали в честь 50-летия Октябрьской революции, с которой, собственно, и началось госрегулирование всего на свете. Просто пойти и купить молоко было немыслимо — его добыче я посвящал каждое воскресное утро. Очередь занимал в половине девятого. А впереди было уже человек под сорок. Мы стояли, сурово сомкнув ряды, часа полтора-два, и на чем свет стоит костерили тружеников прилавка, которые, как мы подозревали, часть молока прятали в подсобке. Наконец в зал вывозили вожделенные железные кассеты. О, я помню эти полулитровые красно-сине-белые треугольные пакеты за 16 копеек (других тогда не было)! Сзади напирали, сбоку рвались без очереди, и я судорожно хватал восемь штук — на неделю. Через десять минут все было кончено, только на полу кое-где виднелись белые лужицы. Иногда потехи ради продавщицы выносили пару «лишних» кассет и бросали на пол, чтобы посмеяться, как люди будут за них драться… В советское время государство делало все, что теперь предлагает столичный бизнес-уполномоченный. Регулировало цены, пропагандировало здоровое питание (пейте, дети, молоко!) и гарантировало закупочные цены производителям молока. Только производитель, уверенный в завтрашнем дне (безбедном сбыте своей продукции), нисколько не заботился ни о качестве своего продукта, ни о развитии производства. Ближе к весне несчастные коровы в колхозах шатались от голода, их подвешивали, чтобы не падали. А аграрии громко кричали о бедственном положении отрасли, требуя (и получая!) все новые субсидии, которые вполне бесследно исчезали в черной дыре под названием «сельское хозяйство». Так, может, не повторять этот горький урок? Как же не хочется воскресным утром топать в «Юбилейный» (в нем теперь магазин известной сети, предлагающий исчерпывающий ассортимент молочки). На всю жизнь остоюбилеило.