Советы бывалого: как искупаться в арктической полынье и обняться с ледоколом
На Ямал тянутся полулегальные путешественники-экстремалы, включая иностранцев. Многие заезжают в Арктический регион инкогнито и, не имея четкого представления о маршруте и порядках пограничной зоны, попадают в различные передряги. Сколько этих бедолаг – не знает никто, но их драматичные откровения периодически появляются в соцсетях. – Они даже не знают о том, где находятся зимники, – говорит Игорь Кузнецов, заместитель председателя регионального отделения РГО. – Не знают и о пропускном режиме, о необходимости оформить разрешение на посещение природных заповедников. Об одном из таких случаев «КС» уже сообщал в феврале 2016 года. Тогда команда польских джиперов, двигаясь вдоль Полярного Урала, намеревалась достичь берега Карского моря. В районе Бованенково их машины остановили пограничники и, после проверки паспортов, развернули иностранцев обратно. У них не оказалось пропусков, разрешающих пребывание в приграничной зоне. Для тех, кто горит желанием пуститься в экстремальное ралли по Ямалу, «КС» собрал ряд полезных советов. КОМФОРТ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ НЕ ДЛЯ «ДИКАРЕЙ» Следуя точным картам и набору нехитрых правил можно путешествовать по Ямалу и с ветерком, и с изрядной долей комфорта. Это в очередной раз доказал известный новоуренгойский экстремал Александр Еликов. В последнюю неделю 2017 года, он в составе группы единомышленников прокатился по маршруту: Новый Уренгой – Ямбург – Мыс Каменный и обратно. Автомобилисты уложились в двое суток, и получили массу приятных впечатлений. – В пути повстречались с ледоколом, пересекали наледи с торосами, сделали кучу ярких фотографий, пообщались с представителями коренного населения. Многие самостийные путешественники не успевают увидеть всё это и за месяц! – отмечает ямалец. По словам нашего собеседника, плохая организация испортила множество амбициозных предприятий. Автопутешественники из других регионов не координируют свои действия с РГО, правоохранительными органами. Отсюда и результат: все их рассказы посвящены путевым тяготам, лишениям, а на фотографиях, в большинстве своем, безмолвная, белая пустыня. – А ведь могли бы отдыхать не хуже нас, – подчеркивает Еликов. – Мы выехали из Нового Уренгоя и через Ямбург по замерзшей Обской губе добрались до Мыса Каменного. Кстати, до Ямбурга, который находится на противоположной стороне губы, проложена асфальтированная дорога от Нового Уренгоя. Там живут преимущественно одни газовики, и чтобы туда попасть, нужно оформить пропуск. Местное руководство, обычно, идет навстречу путешественникам. Нужно лишь заранее отправить письмо на имя генерального директора газодобывающего предприятия, в котором подробно описать цель визита, маршрут, и пообещать не нарушать правила пребывания на газопромысловых объектах. Одно из них содержит запрет на фотосъемку производственных объектов. По словам нашего собеседника, мобильные группы службы безопасности постоянно передвигаются по промыслу, и, если увидят постороннего на площадке куста или кранового узла, сразу заберут пропуск. От Ямбурга каждый год грузовики накатывают зимник до Мыса Каменного. По прямой – это всего 80 километров. В конце этого отрезка пути, экстремалы упираются в нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». В один из дней новоуренгойские путешественники наблюдали, как аварийно-спасательное судно «Балтика» пришвартовалось к танкеру «Штурман Скуратов». – Нам здорово повезло в ту поездку! – вспоминает Еликов. – Мы едва ли не уперлись в суда бамперами джипов, и наблюдали за их работой с расстояния вытянутой руки. А еще ямальский экстремал исполнил давнюю мечту – искупался в арктической полынье. Ледовая обстановка в Обской губе позволила путешественникам доехать от Ямбурга до Мыса Каменного всего за семь часов. Обратный путь был и того комфортнее – занял всего четыре с половиной часа. И это по метели, с остановками на обед. Вот что значит, правильная организация! О ПРОПУСКЕ НУЖНО ПОЗАБОТИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ Еще один важный момент: помимо пропусков, путешественникам потребуется согласовать с пограничниками проезд по льду Обской губы. Так как в этом случае начинают действовать правила выхода в акваторию пограничного водоема. – В этом нет ничего сложного, мы делали это прямо по телефону, – утверждает Александр Еликов. По его словам, лед губы вполне ровный, и на умеренно тюнингованных внедорожниках там можно передвигаться практически в любом направлении. Правда, большую опасность представляют наледи и трещины. В метель трещины быстро заметает и угодить в них проще простого, так что во время движения нужно быть очень аккуратным и внимательным… Вернувшись в Ямбург раньше запланированного, компания нашего собеседника прокатилась на север от поселка, туда, где стояли чумы оленеводов. – Если выделить на поездку дня четыре, можно замкнуть эдакое Золотое Арктическое кольцо: Новый Уренгой – Ямбург – Мыс Каменный – Новый Порт – Яр-Сале – Салехард. В Мысе Каменном есть нефтеналивной терминал и ледоколы, в Новом Порту стоит посетить самый большой в Европе рукотворный подземный мерзлотник, полюбоваться красотами Яр-Сале, а от окружной столицы можно добраться до заснеженных гор Полярного Урала. Детали ПОЦЕЛОВАТЬ АТОМОХОД – К ЛЁГКОЙ ДОРОГЕ Вскоре после общения с «КС» Александр Еликов отправился в новую экспедицию. Вот уже шесть дней он торит путь по заснеженному Енисею в сторону Диксона. Две серийные не тюнингованные иномарки проходят экстремальный тест на работоспособность. – Коротко о наших приключениях: снега по пояс, много копаем, давление в колесах опустили ниже 0,5 атмосфер, температура за боротом – в районе 50 градусов мороза, при этом спим в палатке в спальниках, – пишут экстремалы в соцсетях. Правда, путевые дневники не часто удается заполнять, новые посты появляются, когда они заезжают в населенные пункты. За первые четыре дня пути джиперы повстречали сразу три ледокола. Больше всего их поразил атомный «Таймыр». Александр Еликов даже дотронулся до металлического борта исполина и пробежал за ним несколько метров. – Жаль, не удалось дотронуться языком до ледокола (говорят, это хорошая примета. – Прим. автора). Из-за этого дорожная обстановка резко ухудшилась и началось бесконечное «лопата трофи». Расчищаем дорогу по очереди, – говорит один из путешественников Антон Панов. После 160 километров пути, а весь маршрут занимает чуть более 700 километров, их тепло встретили в селе Караул. Сейчас отдохнувшие ребята с новыми силами продолжают свой путь. Помимо глубокого снега на пути попадаются наледи. Мелкие – перескакивают, опасные – объезжают.