Ещё

В музее «Московский транспорт» открылась выставка «космической» техники 

Фото: Вечерняя Москва
Среди экспонатов — автомобиль легендарного конструктора Сергея Королева и автобус, который 12 апреля 1961 года вполне мог доставить Юрия Гагарина к ракете, стартовавшей с космодрома «Байконур».
Внутри автобуса пахнет историей: дорожной пылью, старой резиной и немного топливом. Особый запах советской техники, которым пропитывались одежда и багаж пассажиров. Он быстро выветривался, но всегда был неотъемлемым атрибутом будничных поездок по городу или невероятно важных путешествий — таких, как покорение Вселенной. Даже с виду в автобусе есть нечто космическое. Красный цвет, стальной блеск металла, много стекла и «воздуха», а еще эта молочная полоса, которая словно лента «прилипла» на финишной прямой. Он, как ракета, устремленная вперед. Немного фантазии — и можно побыть чуть-чуть Гагариным. Выбрать место в среднем ряду, с правой стороны по ходу движения автобуса, присесть у окна, поприветствовать взмахом руки товарищей и улыбнуться, увидев, как приближается готовая к запуску ракету.
Фестивальный «ЛАЗ»
— Справедливости ради, это не тот самый автобус, на котором Юрий Гагарин ехал на старт, — возвращает в реальность экскурсовод музея «Московский транспорт» Геннадий Нарыков. — Но он практически такой же. Оба автобуса марки «ЛАЗ» были сделаны на Львовском заводе. Правда, у нас представлена более старшая модель — «ЛАЗ-695» — из опытной промышленной партии. Настоящий раритет, потому что их было мало и, в частности, именно этот автобус использовался как туристический во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году. Гагарин же ехал на автобусе, сделанном специально для космонавтов в 1961 году на базе «ЛАЗ-695 Б». Это уже серийная модель, а потому не такая нарядная. Автобус был белого цвета с голубыми полосами. К счастью, он тоже сохранился и сейчас находится в городе Гагарине Смоленской области — на родине космонавта. Соберетесь посмотреть — не забудьте про черную «Волгу» с голубым салоном. Автомобиль, который Гагарину подарили сразу после полета, стоит под стеклянным куполом рядом с домом его родителей. Кстати, в московском музее есть похожая модель. Здесь же можно увидеть «двойника» автомобиля, на котором ездил Сергей Павлович Королев.
Две машины Королева
— Шикарнейший автомобиль «ГАЗ-12», он же — «ЗиМ», — сотрудник музея «Московский транспорт» Андрей Геронин показывает дорогую черную машину. До появления «Чайки» именно эта модель служила выдающимся людям советской страны. — Мощный мотор, плавный ход, просторный, комфортный салон. Самое престижное место — сзади у окна, по диагонали от водителя. Здесь легко можно было расположиться с документами, а при необходимости взять с собой двух помощников и прямо в дороге провести какое-то совещание. Для этого в салоне предусмотрено дополнительное выдвижное сиденье.
На таком автомобиле Сергей Королев ездил в 1950-х годах. Однако, по словам Геронина, есть сведения, что после Великой Отечественной войны конструктору подарили трофейный «Хорьх». Автомобили немецкого производства появились в Советском Союзе после победы над фашистской Германией.
— К сожалению, точно не известно, какая именно модель была у Королева, — говорит Андрей Геронин, предлагая заглянуть в первый зал музея, где стоит немецкий «Хорьх» 1935 года выпуска.
«Немец» американского производства
Лощеный автомобиль прикрыт полиэтиленом, из-под которого выглядывает длинный капот. На решетке — значок в виде четырех сплетенных между собой колец. Это символ союза четырех немецких производителей машин класса люкс. Автомобиль марки «Хорьх» — как раз из их числа. На «носу» у него красуется эффектная эмблема — стальной шарик с крыльями.
— Три года назад к нам в музей обратились из киностудии: хотели взять этот автомобиль для съемок фильма про Королева, — вспоминает любопытную историю Геронин. — Однако коллекционер, которому и принадлежит «Хорьх», наотрез отказался давать машину на съемки. Тогда другой коллекционер предложил загримировать под «немца» свой «Хадсон» — американский автомобиль 1936 года. К слову, эта машина уже участвовала в съемках разных фильмов, например, в «Стилягах».
Красно-бежевый киногерой стоит бок о бок с надменным «Хорьхом». В память о съемках на капоте «Хадсона» остался бутафорский шарик с крыльями: настоящая эмблема американского автомобиля — коричневая сигара.
— Но, скорее всего, у Сергея Павловича был не двухдверный «Хорьх» — это все-таки более спортивная модель, — а четырехдверный, — предположил Андрей Геронин, еще раз подчеркнув, что ни точного описания, ни фотографий трофейного автомобиля, увы, нет.
Создание космической легенды
Интересные факты, связанные с биографией Королева, расскажет представленный на выставке фотодокументальный проект «Дело всей твоей жизни». Письма, справки, чертежи реактивных двигателей и наброски будущих ракет — редкие сведения о становлении космической эры добыты из архивов.
— Мало кто знает, но в Советском Союзе решение о запуске космической программы было принято всего за два дня, — уверяет автор проекта Владимир Лосицкий. — В архивах Министерства иностранных дел хранится письмо Сталину от Черчилля. Британский политик просит разрешения для военных Англии побывать на польском полигоне в Дембице, где немцы проводили испытания ракет. И вот что интересно: 13 июля 1944 года в 23:30 с этим письмом в кабинет к Сталину приходит Берия.
Буквально через час он уходит, оставив Сталина наедине с Молотовым. И уже утром в кабинете Сталина появляются представители польской стороны, а 15 июля в 00:30 подписывается письмо об освобождении 35 авиационных инженеров — будущих ракетчиков. Как вы понимаете, среди них был и Сергей Павлович Королев. Вместе с ним над ракетой, которая потом и отправила в космос сначала искусственный спутник, а затем и первого человека, трудились еще семь гениальных инженеров. Взяв за основу немецкую «ФАУ-2», они создали уникальную «семерку» — семейство ракет-носителей, которые летают в космос до сих пор.
— Была проделана колоссальная работа, — говорит Лосицкий. — По своим характеристикам, первая ракета «Р1» отличается от финальной «Р7» примерно, как запорожец от мерседеса.
Пожарные на стартовой и съемочной площадках
На выставке также представлен грузовой автомобиль, который мог участвовать в спасении космонавтов после приземления. Для этого в его кузов, как правило, устанавливали радиостанцию, принимавшую сигналы. И пожарные машины, дежурившие на стартовой площадке во время запуска ракет. Год назад одна из них даже снималась в космическом фильме «Время первых». Внимательный зритель узнает в пожарном в большой белой каске экскурсовода Геннадия Нарыкова.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Жигунов, директор по коммерческой деятельности Мосгортранса:
-Музей «Московский транспорт» совместно с партнерами рад представить уникальную экспозицию о создателях ракетной техники. Уверен, история отечественного ракетостроения, отраженная в фотоархивах, документах и образцах ретротехники, никого не оставит равнодушным. Все желающие смогут посетить выставку до конца февраля.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен!
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео