Что поменяется, когда всем гостиницам России раздадут по звезде

Госдума приняла в пятницу в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект, предусматривающий введение обязательной классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей на всей территории России. Закон будет вводиться поэтапно и полностью покроет все гостиницы страны к 2021 году. Если звезды зажигаются Какого-то кардинального воздействия на гостиничный рынок введение этого закона вряд ли окажет, потому что он в основном формализует уже имеющиеся объекты гостеприимства, считает руководитель направления «МВА-менеджмент туризма и гостеприимства» Светлана Кудряшова. «То, что гостиницам, у которых пока нет звездочек, их присвоят, ведь никак не поменяет набор и качество услуг, которые эти объекты предоставляют. Если какой-то отель предлагал своим гостям банные тапочки и смену полотенец каждый день, то он это делает независимо оттого, сколько звезд у него красуется на фасаде. А если странноприемный дом предлагает посетителям только койку, прикроватную тумбочку и удобства на этаже — то же самое, никакие звезды комфорта не добавят», — сказала она «Ридусу». Поправки, принятые Госудмой, просто вносят больше ясности в рейтинг гостиничных объектов, но являются чисто техническим, внутренним делом этого бизнеса, который мало отразится на потребителях — туристах, считает она. «Сейчас, когда человек бронирует гостиницу онлайн, у него глаза разбегаются от разнообразия названий: здесь тебе и отели, и гостиницы, и мини-гостиницы, и гостевые дома… Кто во что горазд, в общем. Обязательная „звездная“ классификация хотя бы поможет гостю привести всю эту пестроту к общему знаменателю», — говорит Кудряшова. До сих пор владелец объекта размещения сам решает, как ему классифицировать свою гостиницу, и делается это часто исходя из рекламных соображений или «внутреннего понимания», что к какой категории относится. К 2021 году этот разнобой должен, по замыслу, прекратиться. До первой звезды нельзя Введение обязателного рейтинга объектов размещения позволит потребителю не гадать, что его ждет по прибытии на место, и не полагаться на рекламу владельцев этих объектов, говорит президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. «Никакой отельер в здравом уме не поставит своему объекту „двойку“, он же не самоубийца, чтобы сообщать, что у него воды по ночам не бывает или что по полу тараканы бегают. Новый закон не даст отельерам пускать гостям пыль в глаза», — сказал он «Ридусу». Звезды гостинице даются не по прихоти ее владельца; их присваивает специальная аттестационная комиссия, и она же заносит объект в национальный рейтинг. При этом никакой вкусовщины или субъективности быть не может, подчеркивает эксперт. «Есть совершенно четкие и жесткие критерии, по которым объекту присваивается то или иное число звезд. Чтобы получить определенную звездность, в гостинице должны предоставляться конкретные услуги по списку. Если этих услуг нет, владелец может хоть золотом полы выстелить, дополнительных звезд ему это не даст», — объясняет Бухаров. Он проводит аналогию с классификацией объектов общественного питания. «В чем разница между столовой, кафе и рестораном? Иной объект, называемый „кафе“, может выглядеть круче иного ресторана — или наоборот, ничем не отличаться от столовой с подносами. Название, как и в гостиничном бизнесе, связано не с внешним видом, а с перечнем и качеством блюд и сопутствующих услуг», — говорит Бухаров. В целом же, для отельера наличие или отсутствие звезд — вещь далеко не самая главная, потому что в этом бизнесе куда важнее другие критерии, продолжает он. «Вы можете построить самую роскошную гостиницу в мире, получить рейтинг „пять с плюсом“, и все равно она будет пустовать — потому что находится на Северном полюсе. А простенький гостевой дом в две звезды будет ломиться от гостей — потому что расположен на популярном курорте или просто на бойкой дороге. И никакими звездами успешность каждого из них не поменять», — заключает Бухаров.