“Концлагерь 21 века”. Как в цирке дрессируют животных
Тигр, прыгающий через огненное кольцо, медведь на велосипеде - эти образы знакомы всем с детства. Цирк с давних времён является синонимом яркого праздника и веселья. Однако в последние годы всю большую и большую силу набирает движение активистов, утверждающих, что дрессировка животных является крайне жестоким процессом. Эти люди призывают запретить выступления зверей в цирке. Сегодня “Умный журнал” постарается разобраться - что находится по ту сторону блеска манежа? И насколько действительно тяжела жизнь цирковых животных? Боль или угощение? Боль как метод дрессировки применялась с давних времён. Наказание - самый очевидный способ заставить животное (как, впрочем, и человека) слушаться. Официально считается, что в конце 19 века в дрессировочном деле произошёл перелом. Появилась так называемая “новая школа” - течение, основанное на замене карающих методов на поощрительные. Животное дрессировали не через страх, а через угощение, поощрение, установление доверия и близких отношений. Одним из пионеров подобного подхода стал легендарный цирковой артист Владимир Дуров, стоявший у истоков знаменитой династии Дуровых. Владимир Дуров Изучая работы академика Ивана Павлова, посвящённые рефлексам, он ввёл в российский обиход безболевой (или поощрительный) метод дрессировки, который,согласно широко распространённой точке зрения, превалирует в цирковом деле до сих пор. Иван Павлов Шокирующие свидетельства В публичное информационное пространство время от времени проникали сведения, что дрессировка без карательных методов, в общем, невозможна. Заслуженный ветеринарный врач России Евгений Сибгатулин в докладе “Дрессура как антигуманное явление в современном обществе” говорил: “Можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе”. Заслуженный артист России, бывший дрессировщик Владимир Дерябкин в своих интервью также рассказывал: “Правда о дрессуре может только отпугнуть зрителя от цирковых номеров с животными. Знаете, как принудить медведя танцевать твист? Меня научил талантливый дрессировщик Михаил Симонов. Это делается при помощи гвоздей: берёшь две палки с торчащими остриями, подносишь к медвежьим ляжкам и начинаешь попеременно колотить его - туда-сюда, туда-сюда. И одновременно идёт прикормка. Вы, наверное, замечали, что каждый дрессировщик слонов во время представления держит в руке кожаный стек. Конец стека украшен цветком. Укротитель подходит к животному, изящно взмахивает рукой, и слон, будто бы повинуясь цветку, послушно идет, куда нужно. Но никто из зрителей не знает, что под прекрасной розой скрыт острый крюк, который при неповиновении слона тут же впивается ему в ухо. Так происходит в цирках всего мира”. Владимир Дерябкин Наиболее яркие свидетельства масштабного применения насильственных методов в цирковой дрессировке удалось добыть активистке движения по защите прав животных Оксане Даниловой. Оксана Данилова Девушка устроилась уборщицей в Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (также известный как Цирк Чинизелли). Большой Санкт-Петербургский государственный цирк Получив доступ в это учреждение, она не только увидела всё своими глазами, но также смогла пронести камеру и сделать несколько фото и видео. Помимо методов дрессировщиков Данилова крайне негативно отзывалась об условиях содержания животных: “Один из самых врезавшихся в память моментов там - медведица, сошедшая с ума, подпрыгивающая с размеренностью маятника, отталкивающаяся ногами от дна клетки и бьющаяся головой о её низкий потолок. Как шарик пинг-понга. Только размеренное бум-бум-бум часами… Клетки в медвежатнике (он же слоновник) там были примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м. Такие, что медведи не могут даже выпрямиться в полный рост, имея возможность только поворачиваться вокруг своей оси. Там же видела слониху, прикованную к настилу пола полуметровой цепью, позволяющей ей делать только шаги вперед и назад. Ни солнца, ни неба, только голые серые стены вокруг. И так всю жизнь. Жизнь в концлагере в 21 веке. С радостью и улыбками вокруг него”. Клетки с медведями на фото Даниловой Пальцы одной из обезьян, по утверждению активистки сломанные во время дрессировки Опубликованные материалы вызвали общественную реакцию и вынудили работников цирковой индустрии дать комментарии. Главный режиссёр Санкт-Петербургского цирка Виктор Саврасов заявил, что не знал о применении таких методов (хотя некоторые репетиции проводились на главной арене цирка). Он назвал запечатлённого на видео дрессировщика профессионалом и прекрасным артистом, но заметил, что такие методы ни в какие ворота не лезут. Артистка цирка Карина Багдасарова прокомментировала эпизод с дрессировкой обезьян за кулисами и сказала, что, несмотря на некоторый перебор, преувеличивать масштаб проблемы не стоит: “Есть косяк - получил. Нет - не получил. Его (обезьяну) не убивают с утра до вечера. Просто такая выдалась репетиция”. Также Багдасарова, сама известная дрессировщица, отметила, что за репетицию порой уходит два-три килограмма мяса на поощрения. Карина Багдасарова Один из самых известных цирковых артистов в России, директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный осудил действия дрессировщика с обезьянами. Тем не менее, он не отрицал наличия карательных методов и в своём дрессировочном процессе: “В слово “бить” заложен негативный смысл. Если ты вдруг видишь, что твоя овчарка огрызнулась на подходящего к ней ребёнка, знай: в следующий раз она может убить его. А если ты вовремя прикрикнешь, может быть, раз-другой ударишь в воспитательных целях, собака поймёт: ребёнка обижать нельзя! И тогда в дальнейшем никто не пострадает – ни ребёнок, ни собака, – которую пришлось бы усыпить. Любое наказание должно быть своевременным и адекватным. Хороший дрессировщик никогда не покалечит животное, никогда не сделает так, чтобы животное его возненавидело, а будет стремиться к тому, чтобы оно его уважало и любило. Работать надо не жестоко, а правильно. При этом никто не должен страдать – ни человек, ни животное. Есть масса учебников, мы с братом написали книгу “Как мы дрессируем собак”. Эдгард Запашный “И у него такие от ужаса глаза…” Против цирковых номеров с участием животных выступают и многие известные люди. Певица Лайма Вайкуле прямо говорит: “Каждый раз мой концерт начинаю с фразы: “Если кто-нибудь меня любит и уважает - я вас прошу, не ходите в цирк, где дрессируют животных”. Лайма Вайкуле Михаил Ширвиндт, долгое время бывший ведущим известной передачи “Дог-шоу “Я и моя собака” вспоминает: “Раза четыре у меня на программе были профессиональные дрессировщики с собаками, которые делали такие трюки… естественно, никто из обычных собак такое близко повторить не может. Но видели бы вы глаза этих несчастных собачек! Они в прямом смысле стоят на ушах, и когда дружелюбный, радостный хозяин говорит: “Фимочка, беги сюда!”...И у него такие от ужаса глаза, у этой собаки… Это было видно всем”. Михаил Ширвиндт Ещё одна известная телеведущая, Ольга Шелест, делится своими впечатлениями от участие в передаче “Цирк со звёздами”: “После того, как лев отработал в манеже, он по коридору бежит в свою клетку, в свой вольер. Его закрывают, на колёсах перевозят в отдельную комнату… Когда ты понимаешь, что этот лев никогда в своей жизни не стоял на земле, просто на земле - он всегда стоит либо на опилках манежных, либо на полу своей клетки - что он никогда не выходил на улицу, никогда не плескался в воде…” Ольга Шелест На сегодняшний день более 50 стран мира полностью или частично запретили использование животных в цирковых представлениях. Афиша нового шоу Большого Санкт-Петербургского государственного цирка