«И так сойдет». Что срывает от курганцев мэрия города?
Курганские градоначальники продолжают если не «играть с огнем», то обманывать горожан. Истоки обмана ясны — провинциальная привычка надеяться на русский авось, работа по принципу «и так сойдет», отсутствие системного взгляда на любую проблему. Почему Курган – «город гейзеров» и коммунальных аварий? Самый проблемный коммунальный объект Кургана — система водоотведения и водоснабжения. Так сложилось еще в советское время, когда развитие городских сетей не учитывало ни перспектив развития города, появления новых микрорайонов, ни требования по взаимозаменяемости отдельных частей этой системы, обеспечивая элементарную безопасность. Коммунальная инфраструктура столицы Зауралья, как позвоночник человека, парализует сразу любое движение, если из строя выходит один позвонок. Небольшая, казалось бы, локальная авария, обезвоживает целые микрорайоны города. У города два водозабора, но один является модернизированным техническим, перешедшим в наследство от железной дороги, а второй, основной, держит на своих плечах водоснабжение всего города. Городская традиция незыблема — пару дней лета, пока Арбинский водозабор проходит профилактику — город сидит на водном пайке. Канализация ничем не отличается от снабжения города водой. Здесь работает одна центральная и три локальных станции водоочистки и обезвреживание жидких отходов. Всю эту коммунальную архаику город закончил выстраивать еще в 70-х годах прошлого века. Местами возведенную муниципалитетом, местами — хозметодом за счет различных заводов. Ситуация поменялась в конце XX века. Разграничение ответственности и требования закона вывалили производственные коммунальные «самоделки» на город, который вынужден был ими дополнить свою и без того проблемную коммунальную собственность. Муниципальные водопроводы и канализация были внесены в уставный капитал МУП «Курганводоканал». От такого «подарка» предприятие не стало частным или коммерческим, оно до сих пор является собственностью города со всеми гнилыми трубами и морально устаревшей схемой водоснабжения и водоотведения. Зачем курганским энергетикам дырявые городские трубы? Системы жизнеобеспечения муниципалитетов относятся к стратегическим объектам, энергоснабжение которых является обязанностью энергоснабжающих компаний. Их нельзя отключать от энергоснабжения ни при какой ситуации. К 2012 году МУП «Курганводоканал», пользуясь своим стратегическим положением, имел просроченную задолженность около 400 млн. рублей, которая увеличивалась ежемесячно на 5 млн. рублей. Невзирая на фактическое кредитование за счет поставщиков электроэнергии, МУП умудрялся приобретать автомобили, которые использовались гаражом Администрации города, производить другие непрофильные расходы. Хорошо, когда закон не позволяет отключить рубильник. Именно критические размеры долга вынудили АО «Курганэнерго» выступить учредителем АО «Водный союз», который стал новым оператором по коммунальным услугам. Экономические цели очень просты — если не контролировать основного должника, то он может разорить всю энергосистему Зауралья. Задача не допустить, чтобы все зауральские потребители финансировали курганскую канализацию и водопровод, а также ротозейство курганских чиновников. По договору аренды АО «Водный союз» и МУП «Курганводоканал» последний получал реструктуризацию долгов перед АО «Курганэнерго» и право на ежемесячную арендную плату в размере 5 млн. рублей. Важно, что новый оператор брал на себя не только оперативное управление коммунальной структурой, но ответственность за ее работоспособность. Договор предусматривал формирование АО «Водный союз» ивестпрограммы, которая направлена не на увеличение дохода собственников предприятия, а на реконструкцию сетей. Источниками инвестпрограммы являются тариф и предусмотренные государством субсидии. Иных источников в этой сфере быть не может, даже сторонние инвестиции и кредиты должны иметь базу для своего возврата. Такой базой является только тариф, либо средства, поступающие от муниципалитета в счет его компенсации. Если стакан воды из крана имеет стоимость, то она не может быть меньше тех расходов, которые несут поставщики ресурса на получение воды из водозабора, доведения ее до санитарных норм и поставку конечному потребителю. Ежегодные попытки АО «Водный союз» привести стоимость услуг к величине фактических затрат на их производство в Администрации города Кургана не воспринимаются как экономическая целесообразность. Депутаты боятся прослыть перед горожанами политнекорректными, забывая о том, что своими решениями они загоняют коммунальщиков не просто в угол, а уничтожают городскую коммуналку полностью. Гниющие трубы принадлежат городу Кургану, от обязанности муниципалитета обеспечивать их работоспособность никто никого не освобождал. Откуда у АО «Водный союз» субсидия? Одна из форм, которую предусмотрел законодатель, для уменьшения тарифного «давления» на потребителя является субсидирование. Это когда фактические затраты, которые не покрываются тарифами, доплачиваются региональной или муниципальной казной. Эта система себя эффективно показывает во многих регионах, причем не только в северных. В Курганской области такой компенсации от властей нет. В ходе переговоров собственников АО «Водный союз» с Губернатором Курганской области Алексеем Кокориным в 2016 году была достигнута договоренность, что область поможет столице Зауралья. Из этих средств муниципалитет выделит целевую субсидию на ремонт собственного имущества, на замену труб в 2017 году. Сумма субсидии определялась списком «болевых точек», а также возможностью выполнения работ за календарный период. Из-за нерасторопности городских властей от слов к делу удалось приступить только в 4 квартале 2017 года. Согласованный объем субсидии таял на глазах. От 150 млн. рублей, о которых договаривались в 2016 году, к середине 2017 года осталась только половина. По факту заключенного Соглашения работы можно было выполнить только на 71 млн. рублей. За счет конкурсных процедур удалось сократить финансовые потребности на еще на 14 млн. рублей. «Самодуры» в городских кабинетах Понятно, что областная власть надавила на Главу города Кургана Сергея Руденко, фактически заставив городскую казну раскошелится. Но не стоит забывать, что совое «давление» Правительство сопроводило перечислением 72 миллионов на выравнивание бюджета. Эти средства должны были пойти как раз на ремонт, на ту субсидию, которую ждал «Водный союз». Разрезая ленточки и участвуя в награждениях грамотами, как-то не особо думается о тысячах курганцев, которые ежедневно могут остаться без воды, о сотнях работников АО «Водный союз», которые днем и ночью, в зной и холод латают чопиками и подручными средствами извергающие воду и нечистоты трубы. Да и не хочется думать, что область предоставила деньги именно под определенные цели, рассчитывая на порядочность и прозорливость городских властей. Внимательно изучив текст Соглашения между АО «Водный союз» и Департаментом жилищно коммунального хозяйства понимаешь, что власть «за нос» водит не только и.о. генерального директора Владимира Овсянникова, но и горожан. Соглашение есть в свободном доступе в Интернете. В нем определены: объемы работ, их предельная стоимость, сумма субсидии, а главное порядок ее предоставления. Вся сумма должна была оказаться на счетах предприятия 18 октября 2018 года. 10 числа каждого, следующего за отчетным, месяца компания должна предоставлять отчет о выполненных работах и потраченных из субсидии средствах. Последний отчет предоставлен еще 27 декабря 2017 года. Работы выполнены, долги перед подрядчиками висят, денег — нет! На сегодняшний день для покрытия расходов по уже выполненным работам коммунальщики никак не могут дождаться «финального» платежа — 32,6 млн. рублей, которые с осени «болтаются» непонятно где. И где это оставшиеся деньги из Правительства области? Какие бюджетные дыры ими «выровняли»? Сергей Руденко и Андрей Потапов не читали текст Соглашений, не знают о правительственной помощи городу? Нет, они просто дурят всех, не называя сроки оплаты, не выполняя обязательства города перед АО «Водный союз». Какова цель градоначальников, что они хотят показать? Силу своей власти? Эта власть имеет сроки, курганцы далеко не дураки, они видят у кого какие квартиры, машины и земельные участки возникают. 2019 год вернет статус «Кво» на городскую землю. Справочно Выручка АО «Водный союз» в 2017 году — около 820 млн. рублей, оплата энергоресурсов — 215 млн. рублей, расходы на ремонты коммунальной инфраструктуры (без учета субсидии) -71 млн. рублей, тарифы 24, 38 (вода), 20, 40 (стоки) рублей за кубометр. Компания считает экономически обоснованным тариф 28,49 (вода), 24,20 (стоки) рублей за куб. Четыре рубля тарифа и сорок миллионов «нецелевки», вот, что разделяет нынешний Курган от изменений коммунальной ситуации. Ежегодное недофинансирование городской коммунальной инфраструктуры, по оценкам специалистов, в Кургане составляет около 300 млн. рублей (без НДС).