УФАС рассматривает жалобу волгоградской компании на конкурс по выбору «мусорного» регоператора для Челябинска

По данным пресс-службы регионального управления ФАС, сам конкурс был объявлен 17 декабря 2017 года, его итоги должны быть подведены уже 1 февраля. Победитель, как сообщалось ранее, примет на себя ответственность за перевозку и утилизацию твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера, включающего 14 муниципальных образований – сам областной центр и более мелкие районы, от Сосновского до Троицкого. По расчетам минэкологии, только в первый год работы (а концессионное соглашение между регионом и оператором заключается на 10 лет) победитель должен получить выручку, превышающую два миллиарда рублей. Однако условия конкурса не устроили волгоградцев сразу по 14 позициям. Рассмотрение жалобы длится с 11 января, в числе претензий «Спецпроекта» – сокращение срока подачи заявок заявок, установление обеспечения в размере 109 миллионов рублей, требования включить в обязанности регоператора содержание контейнерных площадок, специальных участков для складирования крупногабаритных отходов, содержания территории в зоне деятельности и чрезмерно высокие штрафы за нарушение своих обязательств. Представитель «Спецпроекта» Надежда Свиридова, объясняя на заседании комиссии УФАС претензии компании, пояснила, что в большинстве случаев условия минэкологии можно трактовать слишком широко. Например, содержание контейнерных площадок – это вообще-то прямая обязанность самих собственников жилья или нанятых ими управляющих компаний, и регоператор, который должен гарантировать своевременный вывоз мусора и доставку его на полигон, не может нести за это ответственность. Также не слишком ясно, что чиновники от экологии понимали под «содержанием территории»: одно дело – регулярность рейсов мусоровозов, и совсем другое – если регоператору придется подменять собой дворников. Также очень смущает претендентов на заключение договора «мусорной» концессии размер банковской гарантии – сразу 15 процентов, а не пять, как в большинстве регионов РФ, уже определившихся с регоператорами по обращению с ТКО. По ряду вопросов председатель комиссии Елена Рысева, похоже, встала на сторону жалобщиков. Во всяком случае, рассматривая доводы «за» и «против» размера банковской гарантии, она заявила представителям министерства, что они, нагружая будущего регоператора расходами, тем самым автоматически заставляют его увеличивать будущий тариф для населения. Заметим, впрочем, что будущее возмущение южноуральцев не может служить аргументом в споре: ведь антимонопольщики рассматривают сейчас именно вопрос нарушения закона о конкуренции в отдельно взятом конкурсе минэкологии. Окончательное решение по жалобе будет принято комиссией УФАС 22 января. Добавим, сегодня, 18 января, аналогичную жалобу подало еще и ООО «Экосфера», уже зарегистрированный участник торгов по выбору регоператора. Впрочем, и «Спецпроект», и «Экосфера» входят в состав группы компаний «Чистый город», то есть выступают заодно. Напомним, в 2017 году в Челябинской области были избраны регоператоры для Магнитогорского и Кыштымского кластеров. В конце 2017 года предполагалось определить также оператора для Челябинского кластера и концессионера, который взял бы на себя труд разработать проект и построить новый, современный полигон для отходов. Однако первый конкурс до сих пор не проведен, а результаты второго в настоящее время оспариваются в арбитражном суде Челябинской области. На роль концессионера-разработчика претендовали все то же ООО «Спецпроект» и АО «Управление отходами», уже завоевавшее аналогичную концессию в Магнитогорске.