Центр «перехватит» полномочия у регионов в случае ЧС
форс-мажорной ситуации федеральные власти будут иметь возможность «перехватывать управление», соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении 17 января. От частного к общему Появление законопроекта связано с лесными пожарами в Забайкалье и Бурятии в 2015, 2016, 2017 годах. Об этом ещё на этапе рассмотрения законопроекта в комитетах Госдумы говорил осенью 2017 года замминистра юстиции России Денис Новак. Как известно, последние несколько лет бедствие достигало масштабов катастрофы: гибли люди, пламя уничтожало целые деревни, сотни тысяч гектаров тайги превращалось в выжженную пустыню… В 2016 году власти впервые заговорили о необходимости забрать у регионов полномочия по части тушения пожаров. Отмечалось, что субъекты не справляются с проблемой, в связи с чем её решением должны заниматься структуры федерального уровня. Передача полномочий центру вполне возможна, но только при инициативе местной власти либо же при обоюдной инициативе.Действующий закон позволяет забирать у регионов полномочия, если те с ними не справляются. Однако до сих пор порядок и принципы этого процесса в российском законодательстве не были прописаны. Так перед законодателями встал вопрос о скорейшем совершенствовании порядка изъятия полномочий субъектов РФ. Оттолкнувшись от ситуации с забайкальскими лесами, законодатели вышли на более широкое понимание ситуаций, при которых полномочия регионов могут временно передаваться центру. В Совете Федерации концепцию законопроекта поддерживают, но призывают не отдавать инициативу исключительно федеральным властям. «Да, я считаю, что передача полномочий центру вполне возможна, но только при инициативе местной власти либо же при обоюдной инициативе», — отметил в комментарии «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Евгений Алексеев. Очень важно, подчеркнул он, чтобы при изъятии полномочий учитывалось мнение субъекта. Поводы для изъятия полномочий у субъектов Главным образом законопроект ориентируется на возникновение форс-мажоров, при которых регионы не могут воспользоваться переданными им полномочиями, пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Равиль Хуснулин. «В региональном бюджете такие обстоятельства предусмотреть невозможно. И когда по закону необходимо компенсировать людям потери, материальный ущерб и прочее — понятно, что регионы с этим справиться не могут, в связи с чем они и обращаются к федеральной власти», — добавил он. Ситуации, при которых предлагается предусмотреть изъятие полномочий у регионов: 1. Реализация международных обязательств. 2. Обеспечение обороны страны и безопасности государства. 3. Если субъекты не могут исполнять полномочия в связи со стихийным бедствием, катастрофой или другой чрезвычайной ситуацией. 4. Если в субъекте дублируются полномочия региональных и федеральных органов власти (изъятие полномочий позволяет сократить расходы). Предлагаемый механизм изъятия полномочий Решение об изъятии полномочий у регионов может принять только Президент или Правительство Российской Федерации — в зависимости от того, кто из них руководит федеральным органом власти, которому передаётся компетенция. Основанием для принятия решения может стать либо предложение уполномоченного федерального органа власти, либо мотивированное обращение руководителя субъекта РФ. Рассмотрение таких обращений не может длиться дольше месяца, отмечается в проекте закона. Полномочия у региона забирают до устранения последствий ЧС либо нарушений, но не более чем на два года. Возможность продления этого срока в законопроекте не предусмотрена. Ресурсы, которые использовали регионы для исполнения изымаемых полномочий, предлагается перераспределять в пользу федеральных структур. Например, если регион получает для этого субвенцию, то после изъятия полномочий данные выплаты прекращаются, а неиспользованный остаток возвращается в федеральную казну в течение месяца. То же самое происходит с имуществом: субъект теряет на него право собственности, после чего оно безвозмездно передаётся на баланс федеральных структур.