Войти в почту

Разгадали секрет крыльев космического корабля

Стать космонавтом мечтал каждый советский ребенок. И пусть грезы современных детей во мнгом изменились, интерес к космосу растет. Так, в школе № 830, где работает музей орбитального корабля «Буран», 2018-й объявлен годом «Энергии-Бурана». Осенью, а именно 15 ноября 2018 года, в школе отметят памятную дату — 30 лет со дня запуска знаменитого на весь мир космического корабля «Буран», который до сих пор считают самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством: за 206 минут он дважды обогнул Землю и приземлился в автоматическом, беспилотном режиме. До сих пор ни одни зарубежные конструкторы и космонавты на такой подвиг не решились. — Мы открылись еще весной, — рассказывает руководитель музея Наталья Сысоева, отворяя дверь просторного кабинета. — Но за это время у нас появилось много новых экспонатов. Например, макеты ракетных двигателей и рабочее место советского инженера-конструктора. А к ноябрю мы планируем еще расширить экспозицию, чтобы ученики могли подробнее познакомиться с историей создания «Бурана». Семиклассник Артем Григорьев с готовностью соглашается примерить на себя роль главного инженера и усаживается за деревянный стол, внимательно рассматривает немецкую печатную машинку Robotron 202, робко нажимая на слегка потертые кнопки, красный телефон с дисковым номеронабирателем и кипу пожелтевших от времени бумаг, на которых представлены гидравлические расчеты системы отопления корабля «Буран». — Такие уравнения я решать пока не умею, — вздыхая, признается школьник. — Но если решу стать инженером, то это будет мне по силам! Большинство экспонатов школе подарили бывшие сотрудники Тушинского машиностроительного завода и научно-производственного объединения «Молния», которые когда-то и трудились над созданием «Бурана». Среди них, например, главный инженер ТМЗ Юрий Бирюков и Ирина Лозино-Лозинская, дочь генерального конструктора НПО «Молния» Глеба Лозино-Лозинского. Она, кстати, тоже связала свою жизнь с космосом и уже много лет работает в исследовательском центре имени Келдыша. А еще в музее можно увидеть приборную панель из кабины орбитального корабля, макет двигателя ракеты-носителя «Энергия», доставившей «Буран» на орбиту, и образцы теплозащитных плиток из волокон кварца, которые выдерживают температуру до 1600 градусов. Именно это и стало изюминкой «Бурана» — в отличие от «предшественников», крылья корабля при посадке на Землю не сгорели, а остались целы. Отдельное место в музее занимает стенд с тематическими подарками, которые традиционно в свой день рождения, 25 декабря, получал Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. — Вот капсула с землей, которую взяли в Саратовской области, с места приземления корабля Юрия Гагарина «Восток», — показывает ученица Настя Скачкова, которая занимается в музее, изучая историю отечественной космонавтики. — А это фотография одного из американских космических кораблей, на которой свои поздравления оставили сотрудники NASA. Неподалеку и первая публикация о полете «Бурана» в газете «Правда». — Многие детали для этого уникального корабля делали рабочие тысячи предприятий по всему Советскому Союзу, — говорит Наталья Сысоева. — Мы хотим сохранить эту память. Ведь труд стольких людей до сих пор никто не смог превзойти.

Разгадали секрет крыльев космического корабля
© Вечерняя Москва