Ещё

Как рок-музыка проникла в СССР 

Фото: Русская Семерка
Если западный рок начался с Rolling Stones и Beatles, то советский со «Славян» и «Скоморохов». Первые рок-музыканты Союза вырывали струны из рояля и ставили на бас, записывали музыку на «кости» — всё для того, чтобы делать «бит».
«Сome on let’s twist again»
В 1957 году в Москве прошёл Фестиваль молодёжи и студентов, на который съехались иностранцы со всего мира. Иностранные студенты танцевали невиданные для СССР танцы, наши тут же подхватывали. После фестиваля советская молодёжь предприняла попытку протащить на эстраду твист и шейк, но столкнулась с неприятием лидеров комсомола. И все же фестиваль стал серьезным шагом для советской культуры, с этого времени студенты обменивались музыкальными новинками, книгами и одеждой.
«Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу — свободному обмену мнениями» (джазмен Алексей Козлов).
Битломания
К середине 60-х музыка Beatles просочилась на советское пространство. Битлы покорили советскую молодежь своей искренностью, они стали голосом поколения. У Beatles было всё: четкий ритм, красота мелодии, счастливые и открытые голоса. Советские фанаты почувствовали право на свободное самовыражение, им захотелось высказаться.
«Со мной был шок, истерика. Пришли эти ребята и сразу поставили все на место. До этого была только прелюдия» (Александр Градский)
Прибалтика — форпост советского рока
Первые рок-группы начали свое существование именно в Прибалтике — в 1962 году появились «Мелоди Мейкерс» во главе с Питом Андерсеном, в 1964 году в Эстонии образовались «Юниоры» с Томасом Кырвитсом.
Во всех трех прибалтийских республиках в середине 60-х прошли музыкальные фестивали. В центр старого Таллина «Горка» съезжались хиппи со всей страны и рок-музыканты в первых рядах. Но, не смотря на это, рок-группы Прибалтики всегда держались особняком.
Первые концерты в Москве и Ленинграде
Группы появлялись на студенческих вечеринках: в 1965 году в Текстильном Университете выступали «Пожилые зайцы», в Военно — Механическом Институте (БГТУ) «Ленинградские Аргонавты». Никакой рекламы к тому времени еще не было, о концертах узнавали от друзей и знакомых. Но на «танцах» залы были забиты до отказа.
В середине 60-х появились Вокально-Инструментальные Ансамбли. Они пели песни советских композиторов — правильные, идеологически выдержанные, а главное на родном языке. Безусловно, у таких групп было весомое преимущество перед любительскими — аппаратура для них закупалась из соседних стран посредством Минкульта, а гастроли приносили доходы выше среднестатистических (средняя зарплата на тот момент была 80-90р).
По тем временам ВИА получали в среднем 7.50 за концерт, и могли давать около 50 концертов в месяц. Самыми популярными в то время были «Поющие гитары» и «Веселые ребята». Относились к ним лояльно, они приносили деньги в «Лен Концерт» и Управление культуры.
«Ужасно скучно, но это был этап в культурной революции — особенно сенсационный для провинции, где люди всерьез думали, что электрогитары включают в сеть, как радио, и тогда они звучат громче» (Артемий Троицкий)
Петь «из под волос»
Для поклонников «биг-бита» считалось диким исполнять песни на русском, настоящая группа должна была быть как «Битлы» или «Бич Бойз», ничего не могло быть лучше западного. Весь драйв был в музыке, многие не всегда понимали, о чем поют кумиры. В начале 60-х существовало понятие «Петь из под волос», было все равно, что поется: «Клож ер ай», а что это могло означать, никого не волновало. Главное, чтобы это звучало искренне и поверх «электрических» гитар.
Самодельные инструменты
Барабаны было не так легко достать, стучали по кастрюлям. Остальные инструменты делали сами, гриф и деку мастерили из любой подходящей деревяшки, струны брали из рояля — они были настолько жесткие, что пальцы приходилось обматывать изолентой.
Знаменитый «Гибсон» появился только в начале 60-х и его владелец за 3 рубля давал только послушать и потрогать.
«Пластинки на костях»
Главным музыкальным носителем до 70-х были «пластинки на костях», — записи на рентгеновских снимках. На подпольных студиях звукозаписи устанавливали проигрыватель с исходной пластинкой, а рекордер, резец которого улавливал колебания звука, прорезал на снимке звуковую дорожку.
С появлением записей образовался «черный рынок» — «кости» стоили от 5 до 10 рублей.
Также был очень популярен обмен фотографиями любимых групп — их давали в «аренду» на несколько дней.
Сейшены
Так как на советской сцене исполнять песни на английском не представлялось возможным, группы начали организовывать сейшены — встречи для друзей. Первые сейшены проходили в ДК «Каучук», билеты стоили по 10 рублей. В Ленинграде в то время образовалась подпольная поп-федерация под руководством Сергея Артемьева.
К началу 1965 года в Москве появились две значимые группы — «Славяне» во главе с Александром Градским, и «Соколы» во главе с Юрием Ермаковым. Первые ориентировались на творчество Rolling Stones, вторые на Beatles.
Первые гонения
Вся «Бит — сцена» существовала отдельно от общественной жизни, и это был даже не оппозиционный «андеграунд», советский рок не входил в повестку дня, а милиция предпочитала игнорировать странные вечеринки.
В 1968 году прошли студенческие протесты в разных странах мира. Идеалы протестующей молодежи выражала рок-музыка, переживавшая свой расцвет.
В СССР концерты начали разгонять, а участников задерживать «За участие в незаконном вокально-инструментальном ансамбле, за потерю комсомольской бдительности и принципиальности».
Поп-федерацию закрыли — Юрия Айзеншписа и Сергея Артемьева арестовали.
Николай Васин, предпринявший попытку создать первую рок — ассоциацию, узнав об арестах, побежал закапывать пластинку битлов.
До этого он отправил телеграмму Джону Леннону, с поздравлениями в День Рождения и пластинка дошла. Джон в ответ отправил пластинку «Live peace in Toronto» с автографом.
«Шизгара» и «Хоп-хей-хоп» закончились, не успев разгореться.
Рок-идеология
Между тем на Западе настоящий музыкальный шквал— Jimi Hendrix, Led Zeppelin, Deep Purple, Elton John. В 1969 году в Америке проходит музыкальный фестиваль Woodstock, ставший символом свободы и эпохи хиппи. В 1970 году в Англии выходит мюзикл «Иисус Христос — супер звезда». В 1973 году Pink Floyd выпускает альбом «Dark side of the Moon». Рок-музыка на Западе становится идеологией.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео