Пол Хлебников о том, как журнал Forbes появился в России
Перед вами первый номер журнала Forbes на русском языке. То, что российский рынок готов к появлению такого издания, — один из признаков выхода российского бизнеса на новый, более цивилизованный этап развития. Рискуя здесь своими средствами и имиджем, немецкие и американские участники проекта «Forbes—Россия» подтверждают: русский бизнес признан на Западе частью международного делового сообщества. Русскоязычный Forbes — совместный проект американской компании Forbes и немецко-российского издательства Axel Springer Russia. На российском рынке мы будем силой независимой, не связанной с какой-либо бизнес-структурой или с государством. Первый номер журнала Forbes вышел в свет 15 сентября 1917 года (его обложка — на фото). Его основал шотландец Берти Ч. Форбс, перебравшийся в США в начале прошлого столетия и быстро завоевавший репутацию самого проницательного обозревателя Уолл-стрит. Всего за несколько лет издание стало наиболее читаемым и влиятельным деловым журналом Америки. Человек традиционных христианских взглядов, Форбс всегда рассматривал бизнес лишь как часть жизненного пути бизнесмена. Никогда не нужно забывать о Боге, нравственности, гражданском долге, говорил он. Forbes процветал вплоть до биржевого краха 1929 года; затем на несколько десятилетий наступили трудные времена. Ситуация изменилась лишь в 1960-е годы, когда журнал возглавил сын учредителя Малкольм и приступил к работе новый главный редактор Джим Майклс. Вместе они оживили журнал и совершили один из самых знаменательных взлетов в истории американской журналистики. Можно сказать, что в эту эпоху именно Forbes изобрел современную бизнес-журналистику. В отличие от конкурентов, которые публиковали лестные статьи о большом бизнесе, Forbes поставил себе задачу проводить независимые расследования деятельности всех участников рынка. К концу 1970-х Forbes обогнал всех конкурентов и занял первое место среди деловых журналов. В 1981 году президентом США стал Роналд Рейган. При нем страна была на подъеме. Проповедуя свое понимание патриотического народного капитализма, Forbes сыграл важную роль в этом возрождении. В 1990-х Forbes опять оказался первопроходцем, предлагая наиболее содержательный анализ зарождающейся Интернет-экономики. Президент компании Forbes Стив Форбс (внук учредителя) в этом десятилетии начал продвигать идею унификации подоходного налога; идея сегодня применена в ряде стран, в том числе и России. Сегодня Россия стоит на пороге новой эры. Я убежден, что мы станем свидетелями великого подъема всего российского общества. Перед бизнесом открываются небывалые возможности — а заодно возникают новые проблемы. В это непростое время Forbes, я надеюсь, будет вам верным спутником.